Журналист НСН: Ровно год назад мы собирались на этой площадке, презентовали «Алхимию» и вот, наконец-то, вышла «Химера». Наталья, начнем по традиции с Вас, я думаю также ваши коллеги присоединятся. Расскажите о новом альбоме, как запись проходила, все ли вам понравилось по итогу, может что-то хотите поменять в нем?
Наталья: У нас сейчас наверное стадия легкого головокружения от успехов, нам все нравится. Писали мы альбом на той же студии, что и «Алхимию», то есть вот здесь вот за стеночкой на студии «Винтаж рекордс» за что мы очень ей благодарны, потому что использование этой большой комнаты позволило нам осуществить ряд студийных фишек. Так, например, песня «Список кораблей», которая завершает пластинку «Химера» у нас писалась без клика, то есть мы с Сергеем писали наши партии одновременно, сквозным дублем, сидя в двух разных комнатах. Потому что мы придумали что песня должна быть романсом, соответственно она должна писаться без клика и полностью вживую, что, собственно, можно было сделать именно в большой студии, в которой есть много разных комнат. Режиссером записи и сведения был опять же Борис Истомин, как и на «Алхимии», то есть в принципе две пластинки объединены не только материалом, который мы занимались практически одновременно, но и звуком и, конечно же, подходом к оформлению. Так что очень красиво, что тут все у нас стоит (показывает на два диска, стоящих на столе), видно, что это настоящая дилогия.
НСН: Сразу хотел узнать по оформлению, немного они похожи, а кто автор и дизайнер?
Наталья: Это Natalia Abelian, художница, дизайнер, она работала с нами и на «Алхимии», она же с нами работала и на «Химере»
НСН: А об обложке можете рассказать, что изображено?
Наталья: Точно также как и с «Алхимией», здесь зашифровано очень много символов, то есть там есть и полосатый платок фараона, и стрелы, и Рога Изобилия, и «Петухи» Марка Шагала, то есть, точно также как и с «Алхимией», обложка сделана для того, чтобы в нее долго-долго вглядываться.
НСН: Читая отзывы и рецензии по новому альбому, многие пишут что вернулась старая Мельница, появились опять мистические ноты, что вы на это скажете?
Наталья: Что мы на это скажем...Я уже не могу на это ничего говорить
Алексей Кожанов: Открыли пару шкафчиков, достали пару скелетиков...
Наталья: Скелет лисы, скелет дракона, скелет волчка, скелет дрозда, мумию дрозда я бы сказала. Почистили чуть-чуть, подкрасили.
НСН: В прошлом альбоме вы записывали совместный хит с Шклярским, а в данном альбоме с Гребенщиковым, это было как-то запланировано?
Алексей Кожанов: Мы же обещали год назад, что будет еще гость...
Наталья: Все идет по плану. У нас случайностей не бывает, точнее у нас бывают тщательно запланированные случайности. Рано или поздно так или иначе, мы планировали сделать дуэт с БГ - мы сделали дуэт с БГ.
НСН: Как вы оцениваете вашу совместную работу? Все понравилось?
Наталья: Замечательно совершенно, то есть я с большим теплом вспоминаю этот студийный день.
НСН: А по композиции, которую вы выбрали для совместного исполнения, кто выбрал ее, Борис или вы?
Наталья: (смеется) Композицию выбрал Алексей Кожанов, вот сейчас он и расскажет.
Алексей Кожанов: Все началось с меня, потому что когда я начал над ней работать появилась идея сделать бас, такой, а-ля, Александр Титов, то есть звучание Аквариума середины 80-х, то есть звук тех песен, на которых мы и росли. А когда уже оформился бас, то он потянул за собой идею позвать самого Бориса Борисовича...
Наталья: Тем более что сам сюжет песни, где появляется такой персонаж, который то ли пророк, то ли мессия, то ли лжепророк, непонятно кто, - она требовала появления, вот такого мужского персонажа, который с одной стороны убедительный, а с другой стороны страшный, который кормит свою публику золотом с рук. Борис Борисович, мне кажется вжился в эту роль великолепно.
НСН: Насколько нам известно, вы анонсировали сразу две презентации, сразу два концерта в Москве, а не могли бы вы рассказать, они будут отличаться друг от друга почему вы решили сделать две презентации одного альбома?
Наталья: Это решение, в первую очередь, было обусловлено тем, на тот момент, когда мы планировали дату презентации, закрылся клуб Stadium Live и было совершенно непонятно откроется ли он осенью и откроется в каком виде, у нас не было возможности назначить дату презентации в Stadium, и поэтому мы решили сделать такой ход конем, вместо одной большой-пребольшой презентации на одной площадке, сделать два дня, но на площадке поменьше. Это хорошо известный нам, практически родной зал Yotaspace и аналогичным образом мы делаем две презентации в Санкт-Петербурге в клубе «Космонавт», который тоже нам очень родной.
Дни, конечно же, будут отличаться. Вначале, еще до того как мы сели составлять трек-листы, ходила такая мысль чтобы сыграть в один день полностью один альбом, в другой день полностью другой альбом, но мы от нее достаточно быстро отказались, потому что это никому не нужно. Программа «Алхимия» уже была полностью сыграна в прошлом году на весеннем концерте «Алхимия : стадия рубедо» в той же самой Йоте, и мы не хотели повторяться. Поэтому мы решили сделать по-другому: мы решили сыграть весь материал «Химеры», разделив его на два дня. Некоторые песни будут повторятся, некоторые нет и исходя из того, какие к нам приходят гости на сцену, у нас получилось так, что первый день будет немножечко более лайтовый, акустический. В нем будет принимать участие струнный квартет Main Strings, который работал с нам на пластинке, будет больше спокойных акустических, минималистичных песен, придет также Артем Якушенко с электроскрипкой, который играет в «Списке Кораблей», а второй день будет несколько более рок-н-ролльный, придет к нам аккордеонист Михаил Смирнов, который тоже принимал участие в записи альбома и , я надеюсь что никакой катастрофы в последний момент не случится, и с нами вновь на сцене окажется Народная артистка России, Народная артистка Удмуртии, прима театра Запашных Елена Петрикова, которой мы ставим лебедку, вешаем подвесы и она будет летать над сценой. Цирк и рок-н-ролл, слабоумие и отвага.
НСН: Не могу не спросить по образы, помню в прошлом альбомы вы все были в черных нарядах, все в одной стилистике, с «Химерой»...
Наталья: мы продолжаем эту тему, видите, диск черный, наряды тоже будут черные. У нас даже в песне «Бес Джиги» написано что мы выступим все в черном.
«Была ни была, сыграем еще вам,
Снова выступим в черном
И выставим счет.»
Вопросы от журналистов из зала.
Екатерина: Вы участвовали в фентези-мюзикле «Последнее испытание», скажите пожалуйста, есть ли желание принять подобное участие в каком-нибудь проекте?
Наталья: Честно скажу, я вот специально завела вот так вот глаза, потому что вопрос о фентези-мюзикле «Последнее испытание», в записи которого я приняла участие более чем 8 лет назад, меня преследует как тот черный человек, который за Моцартом ходит, серьезно. Не знаю, не знаю почему, но хотелось бы надеяться, что та работа, которую я делаю в Мельнице и в других своих проектах несколько более важна для аудитории, чем партия Такхизис, которую я исполнила в мюзикле. Касательно того, хотелось бы мне еще принять участие в чем-нибудь подобном: нет. Если вдруг мне будет предложен какой-то очень интересный материал, от которого у меня уедет крыша и я решу: «Ооооо, вот это прям новый Jesus Christ – Super Star», тогда я пойду туда петь Марию Магдалину. Но только в этом случае.
Екатерина: 15 октября группе исполнилось 17 лет, вы уже почти совершеннолетние, как вы провели этот день?
Наталья: Мы вот с Сергеем провели его на сцене.
Дмитрий Фролов: Я в Перми провел, на гастролях...
Наталья: Тоже на сцене (смеется).
Екатерина: Многие артисты сейчас сетуют на кризис, скажите пожалуйста, обошел он вас или нет?
Наталья: Ну, индустрию конечно лихорадит, что видно по тому, насколько медленно наполняется гастрольный график в сравнении с парой лет назад. Приходится идти на какие-то уступки, конечно, но мы превозмогаем. Надеемся, что шоу-бизнес российский это все как-то переживет.
Екатерина: Скажите, а с кем из рок-музыкантов вы хотели бы спеть?
Наталья: Да чет все как-то они закончились пока что (смеется). Пока что даже в голову не приходит, со Шклярским хотела спеть – спела. С Борисычем хотела спеть – спела. С Лусине мы друг у друга на концертах с удовольствием пели, ну вот может быть какую-нибудь песню вместе сочиним, мы все думаем с Лусей, что все как-то надо что-то сочинить новое и записать, вот так что наверное над этим надо поработать.
Елена (Play.fm): Скажите, а планируется ли гастрольный тур, и к чему готовится вашим фанатам, которые путешествую с вами по разным городам.
Наталья: А они путешествуют?
Елена: Есть такие
Наталья: Ой, бедняжки. Конечно же гастрольный тур планируется, все даты у нас на сайте есть и как только добавляются новые даты, они немедленно появляются в афише, но, как я сказала, в этом году гастрольный график наполняется несколько медленнее, чем раньше, но не стоит унывать, потому что я знаю, что товарищи из Екатеринбурга очень расстраивались что у них нет даты, несмотря на о что прошлый наш тур мы начали именно с Екб, но сейчас они счастливы, потому что 2 декабря мы будем играть у них в Tele-Клубе, и это просто как пример того, что даты могут возникать достаточно внезапно. А к чему стоит готовиться...Хм, да как обычно, приедет Мельница, сделает всем красиво...Все как обычно.
Алексей Орлов: И уедет (смех)
Анастасия: Первый альбом «Алхимия» представляется как некая волшебная поляна. В «Химере» на эту поляну выходят чудесные существа типа Кицуне, Волка и Беса джиги, а каких поворотов сюжета нам ожидать в будущем?
Наталья: О, это я даже вам не могу сказать. Я думаю нам нужно сейчас сделать некоторый перерыв, вот именно в «мельничном» творчестве, как бы отжениться внутренне от этой всей истории, от этого сюжета, от этого материала, то есть я думаю что в следующей пластинке будут уже другие миры.
Варя (RuEvents): Были ли разговоры о том чтобы Борис Гребенщиков принял участие в концертах Мельницы? И если были, то почему не состоялось?
Наталья: Просто у нас не совпали расписания, в те дни когда у нас идут презентации альбома, у Бориса Борисовича будут концерты с симфоническим оркестром в Тель-Авиве.
Варя (RuEvents): Вы сразу осознавали что у «Алхимии» будет какое-то продолжение?
Наталья: Да, определенно да, мы работали над обеими пластинками параллельно, более того, мы даже думали над тем, чтобы сделать двойной диск, но потом из соображений экономии, расстановки своих собственных сил, психических и физических, мы решили сделать вот такую вот дилогию.
Некоторые песни вообще писались параллельно, я сейчас смотрю на вот эти вот две коробочки...Я знаю из обсуждений в социальных сетях, что у многих людей возникло не совсем верное и даже совсем не верное представление, что сначала мы сделали «Алхимию» и потом с нуля сделали «Химеру» как продолжение, это не так. Например: «Колесо» было написано по времени где-то между песней «Война» и песней «St. Exupery Blues». «Кицунэ» была написана практически одновременно с «Анестезией» и так далее.
Варя (RuEvents): А можете ли вы сказать, что какие-то песни из «Алхимии» вы бы включили в «Химеру» или наоборот?
Наталья: Нет, нет, у нас было все четко, когда мы собирали трек-лист «Алхимии», мы совершенно принципиально уже готовые аранжировки, скажем «Голубой травы» и «Колеса» отложили до «Химеры» и те песни, который в тот момент были в работе, мы тоже их отложили для «Химеры». И когда у нас сложилась песня «Бес Джиги», мы тоже решили что она пойдет в «Химеру», так что трек листами мы довольны, там все на местах.
Варя (RuEvents): А по каким критериям шло распределение песен?
Наталья: В первую очередь, по символическим текстовым, я распределяла. Было совершенно понятно, что «Изольда», которая, кстати, была написана одной и первых песен всего вот этого материала, должна быть на одном альбоме, а «Тристан» должен быть на другом альбоме, они должны быть разделены, между ними меч. Плюс еще, конечно, мы постарались сделать так, чтобы текстово связанные между собой песни были также связаны и музыкально, то есть решение использовать томы в партии барабанов в «Тристане» и в «Изольде», не случайно. Решение использовать унисон гитарного смычка и волынки в «Войне» и в «Обряде» - тоже не с потолка.
Журналист (не представился): Да, продолжая вопрос про дуэты, на «Нашествии» в этом году, вы перед выступлением, сказали пару теплых слов в адрес Константина Евгеньевича Кинчева...
Алексей Кожанов: Здоровья ему.
Наталья: Здоровья ему, да.
Журналист: Да, здоровья ему, и вот в связи с этим, не хотелось бы вам в связи с этим спеть что-нибудь вместе, мне кажется что ваш голос и его немного хрипловатый голос хорошо бы слушались вместе...
Наталья: Это интересная идея. Мне кажется, что все таки решение о дуэтах диктует материал. В «Радости моей» мы услышали партию Шклярского, не то чтобы мы сидели и думали: «Ох, я так хочу спеть со Шклярским, давайте я напишу песню где будет обязательно партия Шклярского», это не так. Когда мы начали работать над «Радостью моей» в этой версии, нам голос его там услышался, точно та же история с Гребенщиковым. То есть если возникает некий музыкальный материал, где у тебя внутричерепное радио транслирует голос другого артиста – ты идешь этого артиста и приглашаешь, а не притягиваешь за уши. Поэтому, я, естественно, ни от чего не зарекаюсь.
Журналист: И второй вопрос как раз таки про материал. Вдохновляет ли вас творчество каких-то писателей, например Марии Семеновой, мне кажется, ваши образы немножко пересекаются.
Наталья: Я не могу сказать что меня вдохновляет творчество Семеновой, я думаю что просто мы с ней периодически доставали вдохновение, символы и архетипы из одного мешка. Меня вдохновляет классическая русская поэзия серебряного века, меня вдохновляет классическая латиноамериканская литература, меня вдохновляют большие интересные исторические романы, например сейчас я читаю Сапковского «Гуситская Трилогия». Все читаю и читаю, уже второй месяц как читаю. Потому что она очень толстая и очень хорошая. Но на самом деле я не могу прямо ткнуть пальцем в то, что является для меня основными источниками вдохновения. То есть если я взялась что-то читать, я взялась это читать потому что мне это интересно. И это значит, что я набираю все эти символы, образы, логику построения сюжета, систему из любых книжек, любых мифов, любых сказок. Это способ обработки информации, это то чему нас учили на занятиях по философии в МГУ.
НСН: Наталья, я хотел бы уточнить еще по поводу традиционных рождественских встреч, планируются ли они в этом году? И какая будет программа, будет ли «Алхимия», «Химера»?
Наталья: Сейчас расскажу. Дело в том что у нас в этом году грядет некий юбилей, о чем мне как раз напомнил Дмитрий Фролов не так давно. 10 лет назад в начале декабря 2006 года вышла наша пластинка «Зов Крови», которую мы до сих пор считаем очень удачной и в некотором роде переломной для группы. И нас спрашивали: «Не хотите ли вы отправить в гастрольный тур типа «10 лет кровища зовет?», но поскольку мы решили выпустить альбом, все-таки гастрольный тур у нас идет «Химера» (смеется). Но, так как альбом «Зов Крови» был выпущен в декабре под Новый год, мы решили этому события посвятить рождественские концерты, и поэтому они носят угрожающее название «Кровь Химеры». Вот буквально сегодня я утверждала афишу для Санкт-Петербурга, ДК «Ленсовета», она такая очень кровавая, скажем прямо. И мы постараемся сыграть некоторое количество хороших забытых и полузабытых песен с «Зова Крови» на этих концертах и как-то их объединить с актуальным материалом «Химеры» и «Алхимии». Вот такой вот план.
НСН: Хотелось бы еще узнать о вашем творчестве в качестве писателя, планируется ли что-то в ближайшее время?
Наталья: Нет, именно в ближайшее нет, я сейчас пока что набираю материал скорее преподавательский-сказочнический, может быть для следующих каких-то работ.
НСН: То есть мы вас еще увидим в качестве преподавателя снова?
Наталья: Хотелось бы надеется. По крайней мере в качестве сказочника точно. Ох уж эти сказочники...
Александра: Нашлось ли место истории про норвежскую писательницу из клипа на песню «Прощай» в новом альбоме?
Наталья: Нет, она героиня клипа, она в клипе живет, там, в этом домике среди белых ночей, пусть она там и живет. У нее все хорошо.
Варя (RuEvents): А вот как раз насчет клипа, очень странно он вышел, после альбома. Обычно клипы выпускаются перед альбомом чтобы поддержать пластинку, а тут внезапно по окончании, так еще и клип не с песней на новый альбом, а с песней на старый...
Наталья: Да, это технические аспекты. Переговоры с выпускающей компанией, переговоры с режиссёрами и сценаристами...Так получилось. Конечно хотелось бы делать именно так, как вы говорите, но не всегда наша непростая жизнь нам это позволяет. Сюжет клипа, который был предложен нам режиссёром Сашей Карповым, почему-то сразу у меня в голове потянул за собой картинку белых ночей, поэтому съемки проходили летом. В сценарии не было написано что это именно скандинавская писательница, там не было написано, что это именно скандинавский триллер. То есть там была просто писательница в каком-то домике, что-то пишет, и по лесу бегает девушка, а за ней бегает человек с топором...Но у меня так странно устроена голова, что в ней сразу начинают какие-то мультики показываться. И вот мой внутричерепной мультик мне показал, что это скандинавский триллер, с долгими томительным планами, вот с этим квадрокоптером, с пейзажами, белые ночи. И я тоже насела на них и говорю: «Давайте поедем на Кольский полуостров или в Карелию». Карпов совершенно не понимал, что я от него хочу, потому что он сам крымчанин и говорил: «Ну нет, может в Подмосковье или на Красную Поляну поедем, на Розу Хутор... » А я говорю: «Да какая Красная Поляна, Саша, ты ничего не понимаешь! Ты ничего не понимаешь в собственном сюжете! Это же сюжет для Карелии!» (смеется). В общем, я всех уговорила поехать в Карелию, мы действительно на три дня уехали в Карелию в Гирвас, сто километров к Северу от Петрозаводска, туда, где снимались «А зори здесь тихие...». И там все сложилось волшебным образом, потому что как раз получилось реализовать планы, которые я хотела, и освещение было то, которое я хотела. И плюс еще в фильме возникла героиня, вот эта кошечка, которая в финале появляется, ее тоже не было в синопсисе, она просто вошла в кадр и сыграла, можно сказать, главную роль.
Варя (RuEvents): А планируются клипы для «Химеры»?
Наталья: Да
Варя (RuEvents): На какую песню?
Наталья: «Любовь во время зимы», конечно!
Варя (RuEvents): И уже есть сценарии?
Наталья: Нет, нет, ничего пока нет, есть только твердое решение что клип нужно снять (смеется).
Варя (RuEvents): А если идеи нет, то почему именно «Любовь во время зимы»?
Наталья: Хочу! Потому что хочу (смеется).
Яна: Хотела бы узнать по поводу песни «Список кораблей», как она у вас родилась вообще, какая идея была у этой песни? Тема дороги там все таки?
Наталья: Тема дороги, тема лимба, лиминальное пространство, потому что море это же всегда лиминальное пространство, потому что не понятно живые они там или мертвые, любовь, естественно, расставание. На самом деле, песня у нас родилась очень интересным образом, мой постоянный соавтор Ольга Лишина написала стих, который составляет собой костяк куплетов этой песни. Примерно в это же время или чуть раньше, Сергей мне прислал свою наработку гитарной темы, канву. Я сначала к Ольгиному стиху дописала еще пару катренов, которые стали припевами, и кое-что там поменяла, то есть я дописала: «Веди меня через лимб, мой преданный секстант» и так далее. Потом я стала думать что делать в плане музыки, села за инструмент, что-то поковыряла и тут я думаю: «Подожди, подожди, подожди, тут же есть Сережина тема». Значит, я иду к компьютеру, включаю эту тему, начинаю петь сразу в контрапункт к гитаре и понимаю, что песня готова. То есть она сложилась в течение суток, и буквально у всех у нас троих вывалилась одновременно из головы и потом я приехала в Москву, мы собрались на репетиции и прям сразу же ее и сложили. А дальше уже возникла идея позвать Артема Якушенко, чтобы он сыграл на студии это душераздирающее скрипичное соло. Так что мне кажется что у нас получилось выступление в редком для русского рока, да и для русского фолк-рока, жанре романс.
НСН: Спасибо. Я думаю, если вопросов нет, поблагодарим наших музыкантов за то что ответили на наши вопросы и презентовали свой диск, всем спасибо!
Текст: Варя Валовиль
Фото: Елизавета Головчанская