25 марта на Новой сцене театра имени Вахтангова состоялась премьера одной из самых знаменитых драм А.Н. Островского «Гроза» в постановке Уланбека Баялиева.
Спектакль получился ярким, современным и искренним.
Без суеты и без лишних слов зрителя переносят в город Калинов, что на берегу Волги и знакомят с его обитателями:
Савел Прокофьевич Дикой – Александр Горбатов
Борис Григорьевич – Леонид Бичевин
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)– Ольга Тумайкина
Тихон Иваныч Кабанов – Павел Попов
Катерина – Евгения Крегжде
Варвара – Екатерина Нестерова
Кулигин – Юрий Красков
Все действие разворачивается на фоне упавшей мачты, как будто гроза уже побывала в этих краях и вот-вот должен появится «лучик света в темном царстве». Но когда он появляется, то почему-то не проходит ощущение трагедии, разрушения и безысходности…
В самом начале спектакля есть сцена, когда Кабаниха повязывает «платок» жене своего сына – Катерине. Делает она это тщательно, с усердием и не боясь причинить боль невестке. Катерина не смеет сказать слова, а в глазах пустота и отчаяние. Но не в ее характере подчиниться и жить под гнетом свекрови и с жалостью к мужу все оставшуюся жизнь. Она решается на поступок, делает шаг навстречу своей любви. Но все оборачивается трагедией…
На сцене продолжают появляться обитатели городка и каждый со своей историей, философией и внутренними переживаниями… И всех объединяет боль утраты и несбывшиеся мечты.
Но, не смотря на, казалось бы, длинные монологи и диалоги героев, нет ощущения затянутости происходящего. Зрителю как будто дают возможность забыть о повседневной суете и спешке, остановиться и попробовать «поговорить, рассказать, добраться до глубины в человеческих отношениях».
На протяжении всего спектакля невозможно оторвать глаз от всех действующих лиц. Здесь сыграло все – и актеры, и костюмы, их диалоги, движения по сцене.
Каждый шаг, жест, взгляд четко продуман и несет в себе смысл, подкрепляют мысли и слова каждого персонажа. Но при этом нет ощущения скованности, наигранности, заученности. В заданных «рамках» каждый персонаж живет и чувствует.
И даже зная всю историю наизусть продолжаешь смотреть на сцену и ждать, что же будет дальше.
Хочется сказать спасибо всем актерам и создателям спектакля за возможность побыть наедине со своими мыслями и в то же время «поговорить» о внутренних сомнениях и желаниях так искренне и так легко.
Из разговора с режиссером Уланбеком Баялиевым:
Нам хотелось сочинить архаичный, поэтичный спектакль, понятный современным зрителям: про человека, про любовь, про боль. Сейчас очень не хватает глубокого, подробного разговора о человеке. Мир живет в страшной спешке, так что мы не успеваем самое главное: поговорить, рассказать, добраться до глубины в человеческих отношениях.
А. Н. Островский отдает частичку себя каждому из персонажей: он любит их всех, внимательно слушает их. Как будто ходит к ним в гости на чай в том самом халате, в котором его изобразил на портрете художник В. Перов.
Почему Катя так боится большой любви, которая грозит разрушить ее брак? Кто-то говорит, из-за религии; мне думается, из-за совести. Катя хочет, как и все мы, быть достойным человеком, порядочным, жить без вранья.
Кто-то должен взять на себя смелость проявить потаенное, истинное, сказать, совершить поступок, упасть и снова встать, чтобы мы могли жить. Такие люди, как Катя, становятся героями, идолами или изгоями – во всяком случае, на их долю выпадают бесконечные похвалы и осуждения, размышления, оценки, исследования…
Спектакль получился очень философским и интересным. Переработка его на современный лад не ухудшила постановку, как это обычно бывает, а наоборот придало ей живости.
Премьера состоится 25 марта в театре Вахтангова на его Новой сцене. Как и предрекалось на 25 и 26 марта билеты разлетелись очень быстро.
Но у всех желающих еще будет возможность попасть на спектакль и насладиться этой постановкой.
Все подробности заказ билетов на официальном сайте Театра Вахтангова вот по этой ссылке http://www.vakhtangov.ru/shows/groza
Текст: Александра Попова
Фото: Владимир Лысенко