ruevents.ru - информационно-развлекательный

Любовь к жизни через вкус Времени | Прыжок через бездну во Время (Интервью с Леонтием Озерниковым)

Любовь к жизни через вкус Времени | Прыжок через бездну во Время (Интервью с Леонтием Озерниковым)

  Сколько раз в день мы говорим слово «время», глядя на часы. Быть вовремя, вернуть время вспять, спланировать время, остановить время, чтобы оно не летело с сумасшедшей скоростью, перелистывая страницы нашей жизни. Ускорить время, когда нам плохо и хочется, чтобы время нас пощадило и залечило боль. Прикоснуться ко времени и посмотреть ему в лицо, как это сделать?

  В каждой работе у Леонтия Озерникова, члена Союза художников (ныне - Гильдии Художественного проектирования), есть действующие часы или часовые механизмы. Даже на рекламной вывеске «Музея Бессонницы» рядом с портретом автора установлены часы, которые ходят. Сама же выставка этого необычного музея уже успела побывать в разных странах мира.


Создатель уникального «Музея Бессонницы» Леонтий Озерников делится в своем интервью об ощущении Времени и о том, как он страх бездны превратил в искусство и почему музей лишился сна.

Леонтий Озерников - член Союза художников, автор проекта «Музей Бессонницы». 
- Леонтий Владимирович, откуда появилась любовь к часам?

-- Это любовь к жизни. Есть приборы, которые меряют вес, давление, скорость, кучу цифр, которые обозначают что-то материальное. А время – это настолько неуловимая вещь! И я к тому, что мы смертны. Надо порадоваться земной жизни, всему, что мы получаем и построить веру, что и без тела наша душа может быть тоже жива, востребована, чиста, полезна Вселенной. Быть во времени – это быть в сотворчестве и уважении к Творцу. А земная жизнь – это испытательный срок, когда нужно прожить земную жизнь под тиканье часов и постараться стать лучше.
У меня с детства были очень обострённые чувства, потому что посещали ужасы смерти. У меня появилось желание нарисовать вот эту бездну небытия.

- А что это за бездна?

-- Это бесконечное движение без движения, без дна. Это время-небытие , на грани сна и яви. Это пугающее чувство перехода появлялось раз в неделю, в месяц, в год, - чувство какого-то бесконечного падения в никуда. И этот пронизывающий ужас был только поводом повернуться к лицом ко времени. Пугает же не сама встреча со Временем, а неизвестность, которая стоит за этим. Мы мало про неё знаем.

- А почему точкой отсчёта является именно полночь в ваших работах?

-- Я для себя определил двенадцать как вселенский ритм. Некий Рубикон между жизнью и смертью. Похоже на незримую границу, где одно состояние заканчивается и начинается другое.

- А что для вас есть время или субстанция «Время»?

-- Время – это не mc2. Скажем, сам Альберт Эйнштейн утверждал, что его формула тоже относительна. Время – это самое ценное, что есть, это не материя. Потому что эта вечность изначальная, было создано из чего? Из слова, помните - «вначале было слово». То есть вне времени был замысел, то есть, пока не затикали часы, была идея создать мир у Бога. Наш мир – это когда одно пожирает другое: листик ест муравей, муравья ест птичка, птичку ест... Человек же съедает всё, человек – часть пищевой цепи. Но, главное, что он дал человеку – это наш разум. И разум позволяет нам понять не только красоту мира, но и быть осознанным.

- Художник может останавливать время?

-- Да, в лучших состояниях – безусловно. Наверное, как дети, которые, высунув язычок, могут рисовать и забывать, для этого они погружаются в другое время. И оно начинает течь ускоренно, замедленно, вспять.

- А какое состояние вас побуждает творить? Можете описать это состояние?

-- Знаете, об этом не задумывался. Но вот даётся этот окаянный дар быть художником, скромным, великим, гениальным – неважно. Гений – это есть проводник небесный. Это не чемпионское состояние личности: «Я один!», это не ты один – через тебя проводит гений творца. И вот это сотворчество с богом – это, видимо, самое потрясающее состояние.
Господь позволил человеку быть не только разумным, но и иррациональным гражданином, не только частичкой вот этой социальной машины, но и творцом того, что не востребовано практически. Моделировать высший смысл – не математический, не логичный, а чувственный, через образы музыкальные, литературные, поэтические, изобразительные, пластические.

Настоящее искусство до конца не вербально. Нельзя пересказать, допустим, того же Баха, и не нужно! Есть картины, которые можно объяснять, но до конца невозможно, то есть объяснение подталкивает к тому, чтобы зритель открыл душу по отношению к тому, что он видит или слышит. Но он невольно или вольно, интуитивно дорисовывает, додумывает, корректирует то, что он получает. В этом тоже, по-моему, самый великий дар, который человек получил – быть не только живым, но быть сотворцом Господа Бога в познании и отражении Вселенной.

- В чем измеряется сила жизни или жизненный успех?

-- Это, когда то что ты делаешь, приносит великое счастье, но это и великое испытание. Великое счастье в том, что бывает самозабвенность, это когда ты забываешь обо всём: о возрасте, о весе, о стране, о деньгах – ты просто создаешь. Это величайшее счастье и величайшая беда, потому что преследуют постоянно сомнения: «Я закончил, не закончил? Хорошо ли, плохо? Нужно, не нужно? То ли я сделал, что мог?» Это вечные вопросы, которые мучили даже и гениальных художников, гениально признанных, которые запечатлели человеческие способности и в мемуарах описывают это состояние. Закончилось произведение, не закончилось? Ты в восторге, сомнениях, отчаянии?
Муки радости, когда у тебя от взлёта до падения вообще доли секунды. Вот ты любуешься своим произведением: «Ах, я сукин сын! Ах, какой я гений!» Через секунду: «Ай!» – и готов всё сжечь или бросить в огонь, или швырнуть в чернила своё произведение, и так далее. Вот эти вибрации – муки и радости творчества. Но ведь и опять же это то, что было и есть в мире и будет навсегда.

Я открываю свою пыльную мастерскую – и меня пронизывает, как молния, удар: «Я самый счастливый человек в мире!» Почему? Потому что там моя любовь, мой проект, который, может, никому не нужен в этом мире, но меня он зовёт. Вот этот зов, да, вечный зов куда-то, в эту какую-то пустоту, где есть вот эта самая модель великого счастья. И в театре бывает такое, когда видно, что актёр так выкладывается, что его нет, он в этой роли, он в этом мире. Аплодисменты. Он выходит уже весь бледный, он отдал душу своему объекту, своему произведению, перешёл.

 - Есть ли случайности на Ваш взгляд, случайные встречи во времени, к примеру?

-- Оглядываясь на свою личную судьбу, я понимаю, что ничто не было случайно. Ты приехал сюда, пошел в эту школу, встретил Васю, Вася стал другом, встретил Леночку, она стала любовью и так далее. И все это потрясающая цепочка, которая является той же конструкцией построения твоей судьбы. Очень мудрая эта самая книга судьбы, которое вмещает в себя общее время людей, где время не стоит на месте.

- Как думаете, что происходит сейчас со Временем, такое чувство, что оно ускорилось что ли?

-- Мы сейчас просто напросто вошли в новую эпоху. Знаете, я однажды попал на очень интересную встречу, которая меня буквально потрясла. Это было в Германии под Гамбургом. Роскошный особняк, роскошный зал. Это была встреча закрытого клуба. И вот там богатые люди собирались и слушали всё, для того чтобы знать, куда передавать потом миллиарды и миллиарды денег, в какую цивилизацию. И там я услышал такую версию.

Существует двенадцать культурных эпох Платона. Это значит, что всё человечество в этом виде будет иметь 12 циклов, потом история земная закончится. Каждый цикл – это культурная эпоха, которая имеет некую свою символику, смысл, философию.

Первая эпоха – связь земли и неба. Это философия, этика, религия Древней Индии.
Второй идет эпоха ассиро-вавилонская – Вавилон, где модель мира двоична: левая – правая, бинарность.
Третья - эпоха пирамид, Древнего Египта, когда нечто земное идёт из двух точек и сходится в одной точке к Богу.

Четвертая эпоха - Греция античная и античный мир. Система квадро, поэзии, театра, философии.
На смену четвертой пришла пятая эпоха – эпоха свободного человека, человека – богозаместителя. Ренессанс в чём-то был явлением богоотрицания: «Я равен богу!» , отсюда со временем пришел атеизм где человек свободен от всего и в том числе от богопочитания. Эпоха Эго.

Эпоха номер шесть – это эпоха России и она наступает сейчас. Солнце в созвездии Водолея. Это эпоха лидерства России. Она выражается, но определяет её русская женщина, буквально. То есть это эпоха победы над эго. Так российская философия – что я больше отдаю, чем беру. Это не значит, что мы будем богаче всех, но наша философия будет, может быть, самой милосердной, глубокой и доброй, вот если так вкратце.

- Интересно, Евдокия Лучезарнова, автор Радастеи, говорила, что шестерка символизирует Время, и сейчас наступила эпоха женщины. Она как раз и принесла инструмент взаимодействия со временем. Вы слушали её интервью о времени, которое она дала Кыргызскому телевидению? Там Евдокия Дмитриевна рассказывала о времени, что не нужно его бояться, нужно входить в него. Это созвучно с Вашим ощущением бездны. Может быть это и есть ощущение времени?

-- Да, очень похоже, потрясающе. Можно бы вообразить вечное блаженство. Меня, грешника, этот вопрос очень интересует и смущает. Вот я вечно живой, я получил вечную жизнь. Но разум отдаёт отчёт, что да, моё бренное тело оставлено, я нахожусь в вечности, где нет изменений, где нет трагедий, взлётов и падений – есть некое, условно, какое-то равное благоденствие. Вот как это вообразить? Ведь чувство счастья связано со временем. Сегодня, сейчас, в будущем, всё время, что бы мы ни делали, мы вольно или невольно даём себе отчёт в том, что это связано со временем.

- Если говорить о времени, то как раз Евдокия Лучезарнова учит работать со временем и во времени, как думаете это актуально?

-- Её теория, творчество, доктрина, не важно, как это назвать, общий смысл - помочь человеку определиться с самым великим проблематичным ощущением тикающих часов жизни нашей, это великая и вечная задача. Её цели прекрасны, она творит свою модель, транслируя фундаментальное, глобальное, вечное. Я вижу творчество, желание помочь людям, гуманные исходные позиции, желание помочь обрести душевный покой.

- Если бы Вы, к примеру, могли управлять временм, Вы бы остановили эти тикающие часы нашей жизни?

-- Вы знаете, я думал на эту тему. А что если бы не было бы смерти, мы были бы бессмертны, не притупились бы наши чувства? Если была бы жизнь вечная на Земле, были бы поэты, был бы Бах? А может быть не было бы искусства и вовсе. Мне кажется, вся красота, которая помогает нам творить связана с осознанием того, что жизнь быстротечна. Хотелось, чтобы души были открыты и к земной, и к вечной жизни, чтобы люди ценили каждое мгновение, оно прекрасно.

Igor Nikolaev 23 марта в 18:36:42
Рейтинг статьи: 5