ruevents.ru - информационно-развлекательный

Леонтий Озерников: Любовь к жизни через вкус Времени / Прыжок через бездну во Время /

Леонтий Озерников: Любовь к жизни через вкус Времени / Прыжок через бездну во Время /

   Сколько раз в день мы говорим слово «время», глядя на часы. Быть во время, вернуть время вспять, спланировать время, остановить время, чтобы оно не летело с сумасшедшей скоростью, перелистывая страницы нашей жизни. Ускорить время, когда нам плохо и хочется, чтобы время нас пощадило и залечило боль. Прикоснуться ко времени и посмотреть ему в лицо, как это сделать?

   В каждой работе у Леонтия Озерникова есть действующие часы или часовые механизмы. Даже на рекламной вывеске «Музея Бессонницы» рядом с портретом автора установлены часы, которые ходят. Сама же выставка этого необычного музея уже успела побывать в разных странах мира.

Создатель уникального «Музея Бессонницы» Леонтий Озерников делится в своем интервью об ощущении Времени и о том, как он страх бездны превратил в искусство и почему музей лишился сна.

Леонтий Владимирович Озерников  - автор проекта «Музей Бессонницы».
 - Откуда появилась любовь к часам?

-- Это любовь к жизни. Есть приборы, которые меряют вес, давление, скорость, кучу цифр, которые обозначают что-то материальное. А время – это настолько неуловимая вещь! И я к тому, что мы смертны. Надо порадоваться земной жизни, всему, что мы получаем и построить веру, что и без тела наша душа может быть тоже жива, востребована, чиста, полезна Вселенной. Быть во времени – это быть в сотворчестве и уважении к Творцу. А земная жизнь – это испытательный срок, когда нужно прожить земную жизнь под тиканье часов и постараться стать лучше.
У меня с детства были очень обострённые чувства, потому что посещали ужасы смерти. У меня появилось желание нарисовать вот эту бездну небытия.

- А что это за бездна?

-- Это бесконечное движение без движения, без дна. Это время-небытие , на грани сна и яви. Это пугающее чувство перехода появлялось раз в неделю, в месяц, год, - чувство какого-то бесконечного падения в никуда. И этот пронизывающий ужас был только поводом повернуться к лицом ко времени. Пугает же не сама встреча со Временем, а неизвестность, которая стоит за этим. Мы мало про неё знаем.

- А почему точкой отсчёта является именно полночь в ваших работах?

-- Я для себя опредилил двенадцать как вселенский ритм. Некий Рубикон между жизнью и смертью. Похоже на незримую границу, где одно состояние заканчивается и начинается другое.

- А что для вас есть время или субстанция «Время»?

-- Время – это не mc2. Скажем, сам Альберт Эйнштейн утверждал, что его формула тоже относительна. Время – это самое ценное, что есть, это не материя. Потому что эта вечность изначальная, было создано из чего? Из слова, помните - «вначале было слово». То есть вне времени был замысел, то есть, пока не затикали часы, была идея создать мир у Бога. Наш мир – это когда одно пожирает другое: листик ест муравей, муравья ест птичка, птичку ест. Человек же съедает всё, человек – часть пищевой цепи. Но, главное, что он дал человеку – это наш разум. И разум позволяет нам понять не только красоту мира, но и быть осознанным.

- Художник может останавливать время?

-- Да, в лучших состояниях – безусловно. Наверное, как дети, которые, высунув язычок, могут рисовать и забывать, для этого они погружаются в другое время. И оно начинает течь ускоренно, замедленно, вспять.

_- А какое состояние вас побуждает творить? Можете описать это состояние? _

-- Знаете, об этом не задумывался. Но вот даётся этот окаянный дар быть художником, скромным, великим, гениальным – неважно. Гений – это есть проводник небесный. Это не чемпионское состояние личности: «Я один!», это не ты один – через тебя проводит гений творца. И вот это сотворчество с богом – это, видимо, самое потрясающее состояние. Господь позволил человеку быть не только разумным, но и иррациональным гражданином, не только частичкой вот этой социальной машины, но и творцом того, что не востребовано практически. Моделировать высший смысл – не математический, не логичный, а чувственный, через образы музыкальные, литературные, поэтические, изобразительные, пластические. Настоящее искусство до конца не вербально. Нельзя пересказать, допустим, того же Баха, и не нужно! Есть картины, которые можно объяснять, но до конца невозможно, то есть объяснение подталкивает к тому, чтобы зритель открыл душу по отношению к тому, что он видит или слышит. Но он невольно или вольно, интуитивно дорисовывает, додумывает, корректирует то, что он получает. В этом тоже, по-моему, самый великий дар, который человек получил – быть не только живым, но быть сотворцом Господа Бога в познании и отражении Вселенной.

- В чем измеряется сила жизни или жизненный успех?

-- Это, когда то что ты делаешь, приносит великое счастье, но это и великое испытание. Великое счастье в том, что бывает самозабвенность, это когда ты забываешь обо всём: о возрасте, о весе, о стране, о деньгах – ты просто создаешь. Это величайшее счастье и величайшая беда, потому что преследуют постоянно сомнения: «Я закончил, не закончил? Хорошо ли, плохо? Нужно, не нужно? То ли я сделал, что мог?» Это вечные вопросы, которые мучили даже и гениальных художников, гениально признанных, которые запечатлели человеческие способности и в мемуарах описывают это состояние. Закончилось произведение, не закончилось? Ты в восторге, сомнениях, отчаянии? Муки радости, когда у тебя от взлёта до падения вообще доли секунды. Вот ты любуешься своим произведением: «Ах, я сукин сын! Ах, какой я гений!» Через секунду: «Ай!» – и готов всё сжечь или бросить в огонь, или швырнуть в чернила своё произведение, и так далее. Вот эти вибрации – муки и радости творчества. Но ведь и опять же это то, что было и есть в мире и будет навсегда.
Я открываю свою пыльную мастерскую – и меня пронизывает, как молния, удар: «Я самый счастливый человек в мире!» Почему? Потому что там моя любовь, мой проект, который, может, никому не нужен в этом мире, но меня он зовёт. Вот этот зов, да, вечный зов куда-то, в эту какую-то пустоту, где есть вот эта самая модель великого счастья. И в театре бывает такое, когда видно, что актёр так выкладывается, что его нет, он в этой роли, он в этом мире. Аплодисменты. Он выходит уже весь бледный, он отдал душу своему объекту, своему произведению, перешёл.

Леонтий Владимирович Озерников - Член Союза художников.  Автор проекта «Музей Бессонницы».
 - Есть ли случайности на Ваш взгляд, случайные встречи во времени, к примеру?

-- Оглядываясь на свою личную судьбу, я понимаю, что ничто не было случайно. Ты приехал сюда, пошел в эту школу, встретил Васю, Вася стал другом, встретил Леночку, она стала любовью и так далее. И все это потрясающая цепочка, которая является той же конструкцией построения твоей судьбы. Очень мудрая эта самая книга судьбы, которое вмещает в себя общее время людей, где время не стоит на месте.

- Как думаете, что происходит сейчас со Временем, такое чувство, что оно ускорилось что ли?

-- Мы сейчас просто напросто вошли в новую эпоху. Знаете, я однажды попал на очень интересную встречу, которая меня буквально потрясла. Это было в Германии под Гамбургом. Роскошный особняк, роскошный зал. Это была встреча закрытого клуба. И вот там богатые люди собирались и слушали всё, для того чтобы знать, куда передавать потом миллиарды и миллиарды денег, в какую цивилизацию. И там я услышал такую версию.

  Существует двенадцать культурных эпох Платона. Это значит, что всё человечество в этом виде будет иметь 12 циклов, потом история земная закончится. Каждый цикл – это культурная эпоха, которая имеет некую свою символику, смысл, философию.
Первая эпоха – связь земли и неба. Это философия, этика, религия Древней Индии. Второй идет эпоха ассиро-вавилонская – Вавилон, где модель мира двоична: левая – правая, бинарность. Третья - эпоха пирамид, Древнего Египта, когда нечто земное идёт из двух точек и сходится в одной точке к Богу.
Четвертая эпоха - Греция античная и античный мир. Система квадро, поэзии, театра, философии. На смену четвертой пришла пятая эпоха – эпоха свободного человека, человека – богозаместителя. Ренессанс в чём-то был явлением богоотрицания: «Я равен богу!» , отсюда со временем пришел атеизм где человек свободен от всего и в том числе от богопочитания. Эпоха Эго.
  Эпоха номер шесть – это эпоха России и она наступает сейчас. Солнце в созвездии Водолея. Это эпоха лидерства России. Она выражается, но определяет её русская женщина, буквально. То есть это эпоха победы над эго. Так российская философия – что я больше отдаю, чем беру. Это не значит, что мы будем богаче всех, но наша философия будет, может быть, самой милосердной, глубокой и доброй, вот если так вкратце.

- Интересно, Евдокия Лучезарнова, автор Радастеи, говорила, что шестерка символизирует Время, и сейчас наступила эпоха женщины. Она как раз и принесла инструмент взаимодействия со временем. Вы слушали её интервью о времени, которое она дала Кыргызскому телевидению. Там Евдокия Дмитриевна рассказывала о времени, что не нужно его бояться, нужно входить в него. Это созвучно с Вашим ощущением бездны. Может быть это и есть ощущение времени?

-- Да, очень похоже, потрясающе. Можно бы вообразить вечное блаженство. Меня, грешника, этот вопрос очень интересует и смущает. Вот я вечно живой, я получил вечную жизнь. Но разум отдаёт отчёт, что да, моё бренное тело оставлено, я нахожусь в вечности, где нет изменений, где нет трагедий, взлётов и падений – есть некое, условно, какое-то равное благоденствие. Вот как это вообразить? Ведь чувство счастья связано со временем. Сегодня, сейчас, в будущем, всё время, что бы мы ни делали, мы вольно или невольно даём себе отчёт в том, что это связано со временем.

- А какие в целом у вас ощущения от работ Евдокии Лучезарновой, она как раз учит работать со временем и во времени?

-- Я вижу творчество, желание помочь людям, гуманные исходные позиции, желание помочь обрести душевный покой. Её цели прекрасны, она творит свою модель, транслируя фундаментальное, глобальное, вечное. Теория, творчество, доктрина, не важно, как это назвать, общий смысл - помочь человеку определиться с самым великим проблематичным ощущением тикующих часов жизни нашей, это великая и вечная задача. Дай Бог, чтобы это было развито, чтобы эта идея поддерживалась, чтобы были открыты души и к земной, и к вечной жизни, чтобы люди ценили каждое мгновение, оно прекрасно.

Igor Nikolaev 22 марта в 01:00:28
Рейтинг статьи: 5