Автор сценария: Юрий Быков
Режиссер: Юрий Быков
Оператор: Владимир Ушаков
Художник-постановщик: Сергей Ракутов
Художник по костюмам: Ульяна Полянская
Композиторы: Иван Исьянов, Юрий Быков, Анна Друбич
В ролях: Денис Шведов, Андрей Смоляков, Владислав Абашин, Иван Янковский, Александр Бухаров, Александр Баширов, Дмитрий Куличков и др.
Производство: YELLOW, BLACK AND WHITE FILMS и KINOVISTA при участии «Кода», Wild Bunch, «Шарм Холдинг», «Инвада Фильм»
Продюсеры: Юрий Быков, Шарль-Эврар Чехов, Руслан Татаринцев, Эдуард Илоян, Александр Кушаев, Денис Жалинский, Алексей Троцюк, Ольга Айларова, Виталий Шляппо
Возрастной рейтинг: 16 +
В кино с 7 февраля
Прямо посреди дня и посреди дороги из своего «мерса» похищен местный олигарх Калугин. Неизвестные в балаклавах потребовали за него большой выкуп. Отвезти деньги берётся глава личной охраны бизнесмена по кличке Туман. Его вооружённые до зубов «спецы» приезжают ночью на завод Калугина, где теперь босса держат в заложниках.
Они пока не знают, что те, другие, забаррикадировавшиеся в цехе, – это местные рабочие во главе с бывшим спецназовцем по прозвищу Седой. Полгода без зарплаты и предстоящее банкротство завода толкнули их на отчаянный шаг.
Чтобы вытащить своего хозяина, «спецы» не остановятся ни перед чем. Но в отличие от них «работягам» больше нечего терять...
······
«Завод» – очередная режиссерская работа Юрия Быкова, который также выступил автором сценария. Главные роли в картине исполняют Денис Шведов, Кирилл Полухин, Алексей Комашко, Дмитрий Куличков, уже неоднократно снимавшиеся у этого режиссера. А также Андрей Смоляков, Владислав Абашин, Иван Янковский, Александр Бухаров, Юрий Тарасов, для которых это первая совместная работа с Юрием Быковым. Оператором-постановщиком выступил Владимир Ушаков («Елки 5», короткометражка «Лалай-Балалай», удостоившаяся премии «Кинотавра»). Художником-постановщиком картины стал Сергей Ракутов (сериалы «Лекарство против страха», «Семейный альбом»), а художником по костюмам – Ульяна Полянская («Т-34»). Музыку к фильму написали Юрий Быков, Анна Друбич и Иван Исьянов.
ФАКТЫ:
- Идея фильма «Завод» родилась у Юрия Быкова еще в 2014 году, вскоре после завершения работы над картиной «Дурак». Однако потребовалось несколько лет, прежде чем ее удалось реализовать.
- Для Дениса Шведова, исполнившего роль рабочего по прозвищу Седой, картина «Завод» стала пятой совместной работой с режиссером Юрием Быковым.
- Грим Дениса Шведова занимал целый час, в течение которого ему делали шрам, закрывающий весь глаз.
- Иван Янковский признается, что в создании образа его персонажа ему частично помог главный герой фильма «Влюблен по собственному желанию», сыгранный его дедом Олегом Янковским.
- Художник по костюмам Ульяна Полянская на протяжении месяца «засаливала» фактурировочными смесями костюмы артистов, играющих рабочих завода, чтобы в итоге абсолютно новые вещи нельзя было отличить от одежды реальных работяг.
- Натурные съемки поля и дороги, ведущей к заводу, проходили в Рязанской области.
- Поиск завода, на территории которого можно было бы организовать съемочный процесс, занял довольно много времени и проходил по всей стране: от Норильска до Москвы. В Москве в итоге нужный объект и был найден – завод железобетонных изделий рядом с метро «Бульвар Рокоссовского».
- В связи с тем, что съемки велись на территории действующего завода, работать киногруппа была вынуждена только по ночам, до тех пор, пока не приходили настоящие рабочие. В массовых сценах снялись реальные рабочие завода ЖБИ – в своей одежде, со своим «гримом».
- Съемки фильма проходили в октябре-ноябре 2017 года в течение трех недель, по шесть ночей подряд с одним перерывом в неделю.
- Съемка сцены перестрелки в полной темноте была снята за две смены, в общей сложности – за 17 часов.
О ПРОЕКТЕ:
Идея фильма «Завод» родилась у Юрия Быкова тогда, когда была завершена работа над фильмом «Дурак» (2014). Однако потребовалось много времени, прежде чем ее удалось реализовать. Режиссера пригласили снимать сериал «Метод», потом предложили работу на проекте «Время первых», затем настал черед съемок сериала «Спящие». «Все это время сценарий был в разработке: идея возникла за короткое время, но дорабатывалась достаточно долго, – поясняет режиссер Юрий Быков. – После «Дурака» я огляделся и понял, что следующей темой, которая будет на пике, станет серьезное расслоение классов. Было ясно, что санкции, кризис повлекут за собой разделение на бедных и богатых и породят конфликт».
«Мне очень хотелось сделать не просто авторскую остросоциальную картину, а зрительскую остросоциальную картину. Поэтому это эстетически совершенно другой фильм, он отличается от того, что я делал до этого, – продолжает режиссер Юрий быков. – Это боевик сродни тем, что делает Такеши Китано, или тем, что делают в Азии, когда берут социальную проблему и очень жестко, динамично ее обозначают. «Завод» целенаправленно делался не как арт-хаус или фестивальное кино, а как зрительский фильм с большой аттракционной составляющей».
«Для меня этот фильм об отрицании насилия и о тех, кто его провоцирует, – говорит режиссер Юрий Быков. – Об отрицании радикализма. О том, что правда в сочувствии, в милосердии и в понимании, а не в желании добиться справедливости любым способом, не в равнодушии и не в прагматической провокации ради собственного блага. Сейчас страна в равной пропорции разделяется на тех, кто хочет перемен, и тех, кто не хочет. На самом деле перемены нужны, но не радикальные, все должно делаться в балансе. И то, что кто-то отчаянно сдерживает развитие, и то, что кто-то отчаянно пытается форсировать это, в одинаковой степени не продуктивно и нездорово».
«Первое слово которое вылетело из моих уст после прочтения сценария – это безысходка, – признается Андрей Смоляков, исполнитель роли владельца завода Калугина. – Это фильм об определенной безысходности. Есть вопрос, есть конфликт, но выхода из него нет. Потому что все возможные выходы, которые может предложить человек (один из них в фильме), не решают проблему. А безысходность потому, что, конечно, человечество может решать эти проблемы, преломляя какие-то морально-нравственные аспекты, но либо не созрело для этого, либо сильно бежит от этого. И в этом большая беда».
«Это фильм, который смотришь сердцем, а не глазами. О противодействии человека и системы, – считает исполнитель роли Седого Денис Шведов. – Не питайте иллюзий, люди, что вы кому-то нужны или для вас что-то делается. Помните, что вы можете рассчитывать только на себя».
«Каждый вынесет что-то свое, посмотрев «Завод», – убежден Иван Янковский, исполнитель роли Вовки. – Это фильм про справедливость, про борьбу за нее. Про право голоса, про право выбора, про право ошибки, которую ты можешь допустить, и про отголосок, которой может быть будет услышан, а может и нет. И про то, что нужно тратить время на борьбу, потому что эта борьба будет всегда».
«Когда я читал сценарий, я смысл видел в одном. И положительный герой для меня был один, – признается оператор-постановщик Владимир Ушаков. – А на протяжении съемок фильма, мне кажется, не только для меня, но и для Юры Быкова что-то начало меняться, фильм начал жить какой-то своей жизнью: и положительность Седого стала не такой однозначной, и Андрей Смоляков вдруг сделал своего героя невероятно мудрым. Для меня смысл фильма, наверное, в монологе Калугина, который говорит о том, что не стоит искать эту справедливость, потому что справедливости нет и никогда не было».
«Тема фильма мне очень понравилась, – говорит художник-постановщик Сергей Ракутов. – В нашем российском обществе есть злободневная тема, которая поднимается из года в год, из десятилетия в десятилетие – справедливость. Не зависть, а именно справедливость, не стоит путать. Ни в какой другой стране, ни у одного народа нет такого чувства справедливости. Этот наш вечный вопрос «А почему так?» Почему человек, который 30 лет назад ходил в рваных штанах и был инженером, сейчас миллиардер. А рядом с ним инженер, который ходил в таких же штанах, пенсионер, который получает 14 тысяч рублей. Каким образом это произошло? Почему? И главное – зачем?».
ОБ АКТЕРАХ
Денис Шведов (Седой)
Роль рабочего по прозвищу Седой, подбивающего коллег на похищение владельца завода и требующего финансовой компенсации, исполнил Денис Шведов. «Завод» стал пятой совместной работой артиста с Юрием Быковым, уже снимавшим Шведова в фильмах «Жить» и «Майор» и сериалах «Инкассаторы» и «Метод». «Я понимал, что на роль Седого мне нужен артист, которого я очень хорошо понимаю и знаю. И понимал, что буду выбирать из тех, с кем я уже работал, – поясняет свой выбор режиссер Юрий Быков. – Можно сказать, что под типаж Шведова и писался этот персонаж. Но, конечно, перед запуском, я добросовестно взвесил, кто бы это еще мог быть. И это был довольно ограниченный круг людей, которые, во-первых, могли сыграть главную роль, а во-вторых, чисто физиономически подойти на эту роль. В общем, выбор был небольшой. И, в итоге, он пал на Дениса».
«Мне кажется, выбор Юры состоял между мной и ним самим на роль Седого, потому что, так или иначе, он всегда исходит от себя», – признается Денис Шведов. «Что касается внешнего вида персонажа, Юра всегда пишет так, что у него все максимально проработано, вплоть до цвета пуговиц. В этом смысле артисту дается некая готовая форма, которая должна быть такой и никакой другой, – продолжает Денис Шведов. – Разве что седину Седого мы искали несколько дней, спорили, каким пятном она должна лежать на голове. И в итоге смогли прийти к какому-то единому мнению».
«Работать с Юрой Быковым для меня всегда счастье. Но не безмятежное счастье, а вымученное, – рассказывает Денис Шведов. – На «Заводе» моя смена всегда начиналась с часа на гриме. И это был не просто шрам: мне заклеивали весь глаз. То есть им нельзя двигать, за смену там скапливались слезы, начинало все чесаться. К концу съемочного дня у меня начиналось нервное потряхивание. Но в то же время этот выход из зоны комфорта очень помогал при создании персонажа».
Андрей Смоляков (Калугин)
Роль владельца завода Калугина, которого рабочие берут в заложники после объявления им о закрытии производства, исполнил Андрей Смоляков. «На счет актера на вторую главную роль, то есть Калугина, я точно понимал, что это должен быть очень крупный, нестарый, харизматичный артист, – вспоминает режиссер Юрий Быков. – Но это должен быть не молот на молоток, а должно быть острое лезвие. И тогда я предложил роль Андрею Смолякову. А кто еще может сыграть человека крайне мужественного, крайне харизматичного, но при этом крайне отрицательного? Это редкое сочетание».
«Меня в этом проекте в первую очередь привлекла фигура Юры Быкова, – рассказывает Андрей Смоляков. – И когда мне сообщили, что он готов прислать мне сценарий, я внутренне был готов работать с ним даже в независимости от того, что бы он мне предложил». «Образ Калугина мы с Юрой искали вместе, – продолжает Андрей Смоляков. – Мне казалось, что будет правильно надеть на него какое-то пальто. В итоге мы нашли его. Я терпеть не могу узкие брюки, но Юра настоял, что должны быть именно такие. Еще Юра хотел, чтобы я снимался в своей собственной кофте, и я в ней снимался. Юра также хотел шарф. А я не хотел, и в результате шарфа не стало. Мне кажется, я знаю таких людей. Не олигархов высокого полета, а провинциальных мужиков. Они менее щеголеватые, они более мужики. И кому-то костюм Калугина может показаться простоватым, но это же провинциальный завод, и сам он из провинции. Это, кстати, штука очень верная, потому что локальность этого заводика позволяет понять реальность поставленной в фильме проблемы. Потому что, если бы это все происходило, скажем, в Туле, я уже не говорю о Москве, наверное, это было бы по-другому».
Владислав Абашин (Туман)
Роль начальника охраны Калугина по прозвищу Туман, который намерен любой ценой вызволить своего босса из заложников, сыграл Владислав Абашин. «На роль Тумана я сразу понял, что хочу взять артиста, с которым еще не работал. Это должен был быть относительно молодой, харизматичный, но классический антагонист главного героя – по возрасту, по физике и по психофизике, – рассказывает режиссер Юрий Быков. – Я представлял кого-то вроде молодого Машкова времен фильма «Давай сделаем это по-быстрому» (2001). И мне показалось, что во Владиславе Абашине отчасти я увидел эту харизму, трогательную и в то же время дьявольскую».
«Мы встречались с Юрой на пробах к фильму «Жить», когда мою кандидатуру рассматривали на главную роль. Но там по каким-то причинам не срослось. И потом долгое время мы с ним не пересекались, и вот встретились на «Заводе», – говорит Владислав Абашин. – Конечно, и тут у меня были пробы: у Юры нельзя не пробоваться. Да и материал тяжелый, сложный». «Что касается характера моего героя, там все от Юры Быкова. У меня были несколько иные представления о Тумане и его жестких ребятах. Но я сделал все, как было сказано режиссером».
Иван Янковский (Вовка)
Одного из работяг, молодого человека по имени Вовка, согласившегося похитить владельца завода Калугина, сыграл Иван Янковский. «При просмотре может показаться, что это роль, которую мог сыграть любой другой парень, – говорит режиссер. – Но я очень доволен, что Ваня согласился. Мне кажется у него большое будущее, он невероятной харизмы». «Я давно хотел поработать с Юрием Быковым, смотрел его фильмы. Они мне нравятся своей суровостью, брутальностью, пацанскими отношениями, – признается Иван Янковский. – Хотел еще на сериале «Метод» с ним поработать, но не вышло. А тут попал. И могу сказать, что работать с Быковым – праздник. Он сам пишет, сам снимает, при этом сам артист и потому может навести другого артиста на то, что ему нужно. Это здорово!»
«Образ я черпал из того, что вижу вокруг, из темноты, пустоты и безнадеги, которые царят вокруг моего персонажа, да и всех остальных, – продолжает Иван Янковский. – А еще смотрел на деда, Олега Янковского, в фильме «Влюблен по собственному желанию», где он сварщика играл на заводе. И хотя это совсем другой жанр, внутренний монолог с собой, который он все время там ведет, меня тоже вдохновлял. И на «Заводе» я тоже существовал в каком-то внутреннем монологе с собой».
ОБ АКТЕРСКОМ АНСАМБЛЕ
«Как-то в конце смены стояли съемки крупного плана Вани Янковского, который сверху смотрит на разборку внизу. Нас уже всех отпустили, и Юра Быков говорил Ване, куда смотреть, а Ваня это честно играл, – вспоминает Андрей Смоляков. – А в следующую смену Юра с Ваней говорят: ребят так сложно было это снимать, можно вас попросить сыграть эту сцену для снятия крупного плана. И мы все на полной катушке со всеми руганями, конфликтными вещами, разборками играли не для камеры, а только для Ваньки, которого в этот момент снимали на крупный план. Так сказать, помогали молодому товарищу. И было это так естественно, легко». «А в сцене, где ребята Седого между собой собачатся, а мой герой кричит им из каморки, я на самом деле сидел в каморке, – продолжает Андрей Смоляков. – Это не запись моего голоса была. Да, меня не было в кадре, но я по-настоящему орал и верещал. От этого и реакции у всех другие, естественные».
«Команда подобралась очень хорошая, со всеми было очень комфортно, очень приятно работать. Это были люди, которые не забирали энергию друг у друга, а, наоборот, ее аккумулировали», – вторит Денис Шведов.
«В «Заводе», мне кажется, подобралось очень хорошее, контрастное сочетание возрастов, темпераментов и лиц. Там не хватает только одного – женщин, – подхватывает режиссер Юрий Быков. – Мы, к сожалению, были вынуждены вырезать сцены с Еленой Пановой. Она сыграла уборщицу, влюбленную в Седого. Ради захвата Калугина он отказывается от отношений с ней, хотя, казалось бы, должен был согласиться на простое человеческое счастье. Мы это сняли, но эти эпизоды показались мне настолько мелодраматичным, да еще и начало нужно было бы сильно сокращать, что я решил их вырезать». «Поэтому вся картина – про мужчин, – говорит Юрий Быков. – Наверное, это и правильно, потому что вся проблема чисто мужская. Про мужчин, которые несчастливы».
О СЪЕМКАХ
Поиск завода, на территории которого можно было бы организовать съемочный процесс, занял довольно много времени и проходил по всей стране: от Норильска до Москвы. В Москве в итоге нужный объект и был найден – завод железобетонных изделий рядом с метро «Бульвар Рокоссовского». «Объектов было отсмотрено безумное количество, и каждый из отсмотренных объектов был очень полезен, потому что мы очень много узнали про то, как, в принципе, заводы выглядят, как люди там работают, во что они одеты. Этой атмосферой мы вдохновились, погрузились в нее», – рассказывает оператор-постановщик Владимир Ушаков. «Только в Москве и Московской области заводов пятнадцать посмотрели: какая степень разрухи, какая степень загруженности, – подхватывает художник-постановщик Сергей Ракутов. – Например, в Подольске смотрели завод. Он вроде стоит, но там даже свет нельзя включить. Там все как при раскопках – чуть тронешь, рассыпается. Но я оттуда в аренду взял лампы, наглядную агитацию, одежду, реквизит и массу всего другого».
В связи с тем, что съемки велись на территории действующего завода, работать киногруппа была вынуждена по ночам: с 11 часов вечера и до 6-7 утра, до тех пор, пока не приходили настоящие рабочие. Кстати, в массовых сценах снялись реальные рабочие завода ЖБИ – в своей одежде, со своим «гримом».
«Завод старый, советский, практически не реконструировался. Все коммуникации изношены. Печальное зрелище. Но нам и нужен был такой, который на ладан дышит, – рассказывает художник-постановщик Сергей Ракутов. – Поэтому там и грязь, и вонь, и пыль, пар… Все это сложно было переносить, особенно ночью». «За три недели съемок на территории этого завода мы выглядели приблизительно как местные рабочие, большого отличия между нами не было», – смеясь, добавляет оператор-постановщик Владимир Ушаков.
Помощь съемочной группе оказывали все: главный инженер завода, начальник цеха, начальник участка, главный энергетик, главный электрик… И даже крановщики: они управляли производственными кранами, на которые съемочная группа придумала повесить источники света, превратив таким образом заводской цех в некое подобие кинопавильона. Однако были и свои трудности. «Каждый вечер перед сменой нам приходилось восстанавливать декорацию, – говорит художник-постановщик Сергей Ракутов. – У нас весь сюжет разворачивается практически в течение одной ночи, а слесарный цех-то, в котором мы снимали, живет своей жизнью: в течение дня заготовки меняются, газосварочные аппараты убираются, изделия готовые уносятся. И нам каждый вечер приходилось все это восстанавливать, искать, имитировать, ставить, вешать: все эти каски, объявления, инструменты».
Не менее сложно пришлось и оператору. «Быковский экшн – это ручная камера, никаких стедикамов, никаких кранов, – рассказывает оператор-постановщик Владимир Ушаков. – Поэтому очень много приходилось бегать с камерой в руках, спиной по этим арматурам, рельсам, мимо открытых люков и торчащих болтов, порой на высоте третьего этажа. И тут нужно отдать должное моей команде: они заботилась обо мне, подхватывали меня и камеру, страховали, не давали мне споткнуться и упасть».
Съемки фильма проходили в октябре-ноябре в течение трех недель, по шесть ночей подряд с одним перерывом в неделю. «У меня все картины достаточно суровые по обстоятельствам, – признается режиссер Юрий Быков. – Это мобилизует. И ночь, и холод, и дождь помогали артистам не врать, снимали с них излишнюю шелуху. В таких условиях максимально обостряется органика актера, он не делает ничего лишнего, ничего фальшивого».
«То, что мы снимали по ночам, давало дополнительную платформу для возможности более или менее правдивого существования, – рассуждает Андрей Смоляков. – Ночные съемки концентрируют. Когда ты отдаешь себе отчет, что сейчас твое физическое состояние очень близко к состоянию твоего персонажа, себя отпускаешь и начинаешь ловить какой-то кайф актерский, профессиональный».
«Поскольку режим сбит, спать нормально не получалось. И из-за бессонницы, которая длится три, четыре, пять дней, находишься в какой-то меланхолии, в депрессии, в состоянии бесперспективняка полного, – говорит Иван Янковский. – И это естественно ложится на картину, на ее тон, атмосферу. Это было изнурительно физически, но помогало в работе».
По сценарию всю ночь, в течение которой разворачивается основной сюжет картины, идет дождь. Хотя изначально планировалось, что будет идти снег. «Обещали морозы, и мы, побоявшись, что вся дождевая установка замерзнет, решили сделать снег, – вспоминает художник-постановщик Сергей Ракутов. – Но так как морозов не было, у нас лил искусственный дождь. Но было все равно очень холодно: температура стремилась к нулю». «Самая большая сложность была при съемках стыковых сцен, когда открывались ворота в цех: снаружи стеной шел дождь, а внутри было сухо, – продолжает художник-постановщик Сергей Ракутов. – Эти потоки воды лились в цех, текли в разные места, затекая совсем не туда, куда нужно. И нам приходилось не просто вытирать, а буквально бороться с этой стихией, так как для следующего дубля все снова должно быть сухо».
«Я только потом понял, какая это жертва была. Прежде всего, для тех, кто снимался под поливальными установками. Я имею в виду Тумана и его команду. Это ж такой риск для здоровья», – говорит режиссер Юрий Быков. «Это очень трудный проект чисто физически: нужно крепкое здоровье иметь, чтобы к нему приступать, – говорит Владислав Абашин. – А еще группа Седого находилась все время под крышей, и тем самым априори стала нам врагами. Конечно, у нас со всеми артистами были хорошие отношения. Но это разделение на площадке добавило настроение в съемки».
«Сцена монолога Тумана, когда он разоблачает Седого, была, наверное, самой сложной, – вспоминает режиссер Юрий Быков. – Я так увлекся репетицией, что времени на съемку осталось совсем немного. А отсняв всю сцену, весьма сложную и длинную, мы поняли, что сняли Владислава Абашина без шлейфа того, что он вошел в цех с улицы, где лил дождь. И буквально за два с половиной часа до окончания смены всю эту тяжелейшую сцену мы переснимали». «У меня никогда не выйдет из головы, как Влад Абашин читал свой монолог, на протяжении 16 или 17 дублей каждый раз выбегая с улицы, где был один градус тепла и лил дождь, – подхватывает оператор-постановщик Владимир Ушаков. – Мы мерзли в максимальном утеплении, а он был в кожаной курточке и свитере. Это, конечно, подвиг».