Талант, преданность своему делу, искренность, ум и чувство юмора – всё это можно сказать о руководителе, главном режиссёре и прекрасной актрисе театра «СТ-эффект» Светлане Солнцевой. Дочь известной писательницы Евдокии Лучезарновой и выпускница ГИТИСА, создала театр, в котором нет места обыденным трактовкам. Зато есть уникальный взгляд на жизнь, основанный на исследовании внешнего и внутреннего мира человека, времени, в котором он живет и времени, которое живет внутри него. 18 августа «СТ-эффект» праздновал свой день рождения. Мы решили узнать у Светланы, как она встретила 14-тый день рождения «СТ-эффекта», и чем театр будет радовать зрителей в ближайшее время…
Светлана Николаевна, поздравляем вас с очередной годовщиной вашего прекрасного театра! Вы как-то по-особенному отмечали этот день?
На каждую годовщину мы придумываем какую-то акцию. Когда нам было 5 лет, мы проводили день отказа от курения, при чём проводили мы его в поезде, когда ехали от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга, и на каждой станции раздавали всем листовки о том, что курить вредно и не стоит этого делать.
Были у нас и посадка деревьев и набор ребят на курс-студию «СТ-эффект» при Ленинградском колледже культуры и искусства, в этот раз мы решили просто сделать всем подарок и разместили два новых клипа в интернете. Они о том, как дочка может любить своего папу и как мама любит своего сына. Предложили всем нашим зрителям слушать, наслаждаться, пересылать всем друзьям и знакомым.
От небольших, камерных выступлений к огромным площадкам и регулярным гастрольным турам. Что действительно изменилось в вашем театре за 14 лет?
Скорее сохранилось. Мы продолжаем оставаться театром, который несёт самую положительную, позитивную энергию. Для этого мы и работаем. Стараемся сделать так, чтобы каждый наш зритель был абсолютно счастлив, выходя с нашего спектакля.
А делать мы это, конечно, стараемся самыми разными способами. Для этого за 14 лет и состав наш поменялся несколько раз, и осталось всего несколько мастодонтов, кто начинал (улыбается - прим. ред.). Например, Андрей Шиверский, с которым мы танцуем уже 20 лет вместе. Было два набора совершенно новых участников ритмогруппы. Мы попробовали разные стили, работали с разными педагогами.
И ещё неизменно для нас то, что мы ритмогруппа. И стараемся протанцевать, пропеть, показать ритм.
17 августа, практически в один день с днем рождения СТ-эффекта, свой 80-летний юбилей отпраздновал Олег Табаков. Мы знаем, что у вас есть какая-то интересная история, связанная с ним.
Я, как все нормальные студенты, приезжающие в Москву, поступала во все театральные вузы, которые только есть. В том числе и во МХАТ. Олег Павлович набирал свой курс, на который, кстати, Сергей Безруков поступил. Мы, когда с ним встретились уже в зрелом возрасте, очень повеселились, что явно пересекались где-то на экзаменах и могли бы учиться вместе.
Там я дошла до финального конкурса, но не поступила. По окончании конкурса я подошла к Олегу Павловичу и спросила, почему меня не взяли, на что он ответил: «Ты такая светлая и чистая, такая замечательная. Нечего тебе делать в театре. Театр слишком грязное для тебя место».
Я его не послушалась и поступила в ГИТИС. Хлебнула театральной грязи по полной программе и именно поэтому я стала создавать свой театр, стараясь максимально обезопасить его от грязи.
На ваших постановках это тоже отразилось? Ведь у вас, пожалуй, самый бесконфликтный театр, где нет ярко выраженных отрицательных или положительных персонажей.
Наши постановки – это же музыкально-хореографические постановки. И естественно мы можем позволить себе не выходить в драму, где конфликт является самым главным. Мы можем что-то передать вязью движений.
Но если посмотреть весь объём, то конечно, у нас есть «Дорогая секунда любви», где мы рассказываем, как женщина проживает разные этапы в своей жизни. Когда она влюблена или когда эта любовь оказывается совсем не такой, как ей хотелось бы. То есть у нас очень разноплановые постановки есть.
В «Дорогой секунде любви» всё же есть некий намёк на конфликт?
Давайте так. Вся драматургия основывается на: он её любит – она его не любит, она его любит – он её не любит, они любит друг друга, но весь мир против. Чехов изобрёл следующий вариант, когда они любят друг друга и весь мир за, но что-то внутреннее мешает.
Вот Евдокия Дмитриевна ( автор текста «Дорогой секунды любви» - прим. ред), на мой взгляд, сделала следующий шаг. Как жить, когда вы любите друг друга, весь мир за, нет ничего, чтобы вам мешало быть вместе, но при этом у вас происходит развитие. В последнее время людям же интересно смотреть за развитием чего-то.
И спектакль о том, как женщине приходится с собой бороться. Потому что внешний мир, по сути, нам даётся таким, который мы готовы понять, принять, пройти для того, чтобы чему-то научиться.
Эта роль в спектакле «Дорогая секунда любви» как-то отразилась на вашей жизни?
Скорее наоборот. Я свою жизнь привнесла в спектакль. Поскольку тексты, написанные Евдокией Дмитриевной, я выстроила в порядке близкой мне драматургической линии. И в какой-то степени спектакль противоречит идее автора текстов. Это тот вариант, когда мне было проще взять и перенести на сцену какие-то происходившие со мной события в жизни, и они оказались многим близки и понятны, нежели оставить абсолютно бесконфликтную линию автора.
Вы нередко сами исполняете роли в постановках «СТ-эффекта». И всё же, что вам нравится больше режиссировать или исполнять роль?
Режиссировать. Потому что когда выхожу сама на площадку, на сцену, и в то же время являюсь режиссёром. Я, как играющий тренер, каждую секунду вижу, где кто и что делал, запоминаю, где что-то было сделано не так. С другой стороны я, конечно, очень радуюсь, когда у человека во время спектакля появляется что-то новое, какая-то новая краска, что-то не отрепетированное, но явно идущее в струе данного спектакля.
Но, конечно, когда я сижу в зале или сижу за монитором и смотрю, как это было отснято (мы стараемся выпускать и телевизионные версии спектаклей), я испытываю гораздо большее удовлетворение. Более того, телевизионные версии, мне вообще нравятся больше, потому что можно довести до совершенства (улыбается - прим. ред.) в отличие от постановки.
Вы всё стремитесь довести до совершенства?
Да, есть у меня такая сложность, я перфекционист. И когда сижу в зале, я очень всегда радуюсь, что зрители не знают, как это должно было быть. (Смеётся - прим. ред.)
Зато постановка, то, что происходит на сцене здесь и сейчас, всегда живое, его невозможно закрепить. И естественно, передача времени, она происходит только в момент живого контакта. Когда я слышу отзывы зрителей, и им всё нравится, я, безусловно, счастлива. Потому что они восприняли то, как это было сейчас, а не то, как это идеально прорисовано в моей голове.
Ваша семья как-то участвует в вашей творческой жизни?
Да, мой муж был первым продюсером нашей ритмогруппы. И сейчас он героически участвует в наших мероприятиях и даже проехал по Прибалтике с гастролям, где был вынужден сесть на место осветителя. И самым неприятным для него как раз был спектакль «Дорогая секунда любви» (улыбается - прим. ред.).
Почему?
А я же там играю с другим мужчиной, что категорически не приемлет мой муж. Представляете, какой для него это был подвиг душевный: освещать то, как твоя жена обнимается с другим мужчиной.
Есть же еще такие секреты профессии, что если ты на сцене не будешь в этот момент влюблён в своего партнёра, то зритель никогда тебе не поверит. Ты в своём партнёре всё равно должен найти какие-то штрихи, которые тебя, безусловно, в нём восхищают. Это могут быть глаза, это может быть ещё что-то. То есть так или иначе энергообмен происходит.
Любящий муж, конечно, смотреть на это не может, но если он выключит свет, мало ли что там в темноте случится (смеётся - прим. ред.). Поэтому он самоотверженно, считаю, работал на наших гастролях. И когда я езжу с этим спектаклем с гастролями, он старается всегда ехать со мной, чтобы точно проконтролировать, что всё будет так, как ему хочется.
А ваши дети как относятся к «СТ-эффекту»?
Старший сын участвовал в постановках, с 5 лет выходил на сцену и проехал с нами от Владивостока до Ялты и от Когалыма до Оренбурга с гастролями. Средний сын очень любит спектакль «Право подписи». А младшая дочь – самая главная фанатка ритмогруппы «СТ-эффект». Она смотрит все наши видеозаписи. Она старается всё повторить, спеть, станцевать. Она знает все наши песни. Пересмотрела немереное количество раз. Она, в принципе, поклонница всего, что я делаю. Наш сериал «Беременность неделя за неделей» она посмотрела раз 20-30, по-моему, уже выучила его наизусть. Смотрит вместо мультиков. Самый главный мой фанат.
Ни для кого не секрет, что спектакли - «СТ– эффекта» поставлены по произведениям вашей мамы. Как вам удаётся избегать столкновения мнений отцов и детей? Ведь зачастую старшее поколение и младшее по-разному воспринимают одни и те же вещи. У вас даже есть спектакль об этом «Семейные узы».
Что касается спектакля, то для меня самая болезненная – первая часть (мать-дочь - прим. ред). Она для Евдокии Дмитриевны достаточно автобиографична, и там написано о её дочке и её маме. Я долго не могла приступить к постановке, более того, я оказывалась. Когда уже был написан текст, и Евдокия Дмитриевна сказала, что было бы здорово сделать спектакль, я отказывалась делать этот спектакль. Только благодаря исполнительнице он в первоначальном варианте появился.
И то, что сейчас он существует, за первую часть я очень благодарна и признательна участникам ритмогруппы «СТ-эффект». Что касается второй, третьей и четвёртой части - мне было гораздо проще, гораздо ближе, менее болезненно.
Так что приходите, смотрите, там всё рассказано и мы всегда вам, нашим зрителям очень рады.