Альтернативный этно-экстрим, сочетающий славянские мотивы и панковский напор, танцевальные техно-ритмы и авангардные шумовые эффекты - всё это группа Ива Нова.
Ruevents пообщались с музыкантами, чтобы узнать всё об их ктворческом пути и планах на будущее.
1. С чего начинался Ваш музыкальный путь?
У каждой он был свой. Наташа Потапенко взяла в руки аккордеон в шестилетнем возрасте и с тех пор с ним не расстается. Катя Федорова, будучи еще подростком, обитала в авангардной неформальной питерской тусовке и была единственной девочкой на курсах барабанщиков. Галя Киселева выросла в музыкальной семье КСПшников и бардов. На сцене оказалась в первый раз в 7 лет, а в 15-ть начала играть блюз на бас гитаре. Настя Постникова изучала классическое пианино в музыкальной школе, но начала писать первые песни и исполнять их друзьям, аккомпанируя себе на гитаре, в 14 лет, а вскоре собрала свою первую школьную группу.
2. В группе уживаются музыканты с академическим образованием и самоучки. Как это возможно?
Это не только возможно, но и очень интересно, ведь мы все время учимся друг у друга. Каждая из нас постигала музыку по-своему. Когда мы объединяем наши музыкальные видения и знания, получается та самая эклектика, которая в конечном итоге формирует наш неподдающийся точному определению стиль. В этом процессе взаимообмена – не всегда простом и легком - есть та магия, которую мы так ценим.
3. Знаю, что Вы используете необычные музыкальные инструменты. Расскажите о них. Как вы пришли к их использованию?
Мы все время находимся в поиске новых звуков. В наше время уже существуют миллионы всевозможных звуковых сэмплов, но мы по-прежнему стремимся найти свои, живые и неповторимые. Ну, например: Катина пружина (она же эспандер со звукоснимателем), горшочки и сковородки живут и служат музыкальными инструментами уже долгие годы… Они появились у нее от Николая Судника из проекта ЗГА. Также она активно использует детские игрушки (одолженные у собственных детей), электрическую зубную щетку, шуршащие целлофановые пакеты. На нескольких концертах мы включали пожарную сирену, но ее тяжеловато возить с собой на гастроли. Также как и одну очень классно звучащую, но тяжелую деталь из барабана стиральной машины. Что неизменно путешествует с нами, это стиральная доска.
4. Ваши песни- это гремучая смесь. Как вы их пишете?
Этот ответ можно отнести к вашему второму вопросу. В соединении казалось бы несоединяемых элементов и состоит рецепт нашей гремучей смеси. Если говорить о том, как это происходит механически, то чаще всего музыка рождается в совместной импровизации, а потом дорабатывается каждой из нас в тех условиях, в которых нам комфортно творить (на репетиции, дома, в дороге....).
5. Откуда черпаете вдохновение?
Может этот ответ и покажется вам банальным, но вся наша жизнь – большой источник вдохновения, и никогда не знаешь где, когда и по какому поводу тебя накроет. Это словно непредсказуемое подключение к другому измерению, когда теряешь счет времени, оно может произойти и на репетиции, и посреди ночи, и в автобусе на пути из города N в город Z.
6. Много ли времени тратите на музыку? Как к вашей деятельности относятся семьи, близкие люди?
Мы много времени уделяем группе. Это и репетиции, и гастроли, и многие другие организационные дела, не сильно интересные, но необходимые. Сложно оценить, получается ли распределять время 50 на 50 с семьей, возможно в какие-то моменты музыка перевешивает, но мы стараемся адекватно балансировать и ценить все, что имеем. Ведь именно наши близкие являются теми бесценными людьми, которые и вдохновляют, и насыщают, и помогают нам любить то, что мы делаем. Нам очень повезло с родными))
7. Есть ли у Вас хобби?
У нас не остается свободного времени на хобби.
8. Что играет в Вашем плей-листе?
Это может быть все, что угодно. Суровый индастриал, ретро-джаз, современная авангардная музыка, рок-хиты))) Зависит от настроения и состояния. Катя в последнее время стала переслушивать полную дискографию некоторых групп – NIN, Einsturzende Neubauten, Dead can Dance и так далее…
9. Какую роль играла музыка в становлении Вашей личности?
Очень сложно делать выводы за таких разных четверых человек, но если мы сейчас творим и живем музыкой вместе, то Основополагающую.
10. Ваша музыка несет какой-то посыл в массы?
Безусловно! Три главных мысли это:
- Любить и ценить жизнь, любую.
- Давать себе погрустить и подумать о вечном, но никогда не терять чувство юмора.
- Мечтать безгранично и делать все, что хочется, если это не приносит вреда чьей-то жизни (см. пункт первый)))
11. Перед выходом на сцену Вы как-то продумываете свои костюмы? Как Вам нравится выглядеть/одеваться в жизни?
Мы не отличаемся экстравагантностью в одежде в повседневной жизни, возможно, в связи с частыми путешествиями, предпочитаем одеваться элегантно, но удобно. Со сценическими же костюмами нам до недавнего времени было сложно, потому что максимум до чего мы могли договориться – это некий единый цвет. Мы все-таки воспринимаем мир в первую очередь ушами. Но год назад мы познакомились с театральным дизайнером и талантливейшим костюмером Анис Кронидовой (работает с театром АХЕ, Upsala Circus и пр). Послушав все наши хаотичные пожелания и музыку Ива Нова, она смогла разработать нам стиль сценической одежды, который очень точно отражает каждую из нас на данном этапе. Если говорить о деталях, то в костюмах присутствуют асимметрия, авангардные графические элементы, жилетки и подтяжки.
12. На ваш взгляд, как обстоят дела у некоммерческой музыки в наше время? За счет чего выживают музыканты? Есть ли изменения за последние годы, какие?
Все выживают как могут… Кто-то, к сожалению, бросает музыку. Независимых групп, существующих более 10-ти лет и по-прежнему активно занимающихся музыкой не так много. Не так много относительно многомилионной популяции нашей страны.
Сейчас, помимо, группы, каждая из нас в той или иной мере преподает. Опыт в музыке большой и есть чем поделиться. А раньше чем только не приходилось заниматься! Работать курьером, мыть окна…
Что касается изменений, то очевидно, что глобальный экономический кризис коснулся всех, в том числе и музыкантов. Люди никогда не перестанут есть и пить, но первое, на чем станут экономить - это походе на концерт. В связи с этим появилось много баров с музыкой, но бесплатным входом, где музыкантам платят небольшую фиксированную сумму с продаж бара. Поэтому мы очень ценим наши европейские гастроли. Там по-прежнему ходят на концерты с любопытством, да и пить дома на кухне в Европе не принято.
13. Расскажите о работе с Ричардом Дойчем (Richard Deutsch). Чем отличается работа с иностранными звукорежиссерами и продюсерами от работы с отечественными?
У Ричарда несколько иной музыкальный бэк-граунд, то есть та музыка, на которой он вырос, имел возможность слышать, с которой он работает и сочиняет сам. Ну и немаловажным оказался человеческий фактор. Ричард был внимателен, терпелив, слушая наши мысли, но и очень активен в формировании новых идей. Мы любим экспериментировать сами и были рады тому, что при сведении нашего альбома Ричард не просто выполнял механическую работу звукорежиссера, но творил, экспериментировал. Поэтому звучание «КРУТИЛА ПИЛА» отличается от всех наших прежних альбомов.
14. С боевыми подругами по «Бабслэю» поддерживаете отношения?
Жизнь очень далеко развела всех. Недавно получали весточки от Тани Аврамовой, что сейчас живет в Штатах. Мы следим за художественными успехами Леры Нибиру (в прошлом Кильдеевой) и музыкальными - Инки Лишенкевич, которая занимается своим сольным проектом Inkenda.
15. Вы много гастролируете. Посоветуйте нашим читателям посетить какое-нибудь интересное место.
Нелегкая задача… Ведь мы повидали столько уникальных мест!
В Бельгии, в городе Льеж, играли в клубе Le Pot au Lait, место с уникальным авторским дизайном – находясь там кажется, что сидишь внутри головы художника (который, кстати, работает там же барменом).
Немецкий фестиваль Fusion, который располагается на бывшем советском аэродроме между Берлином и Гамбургом (поэтому название фестиваля во всех брошюрах пишется по-русски Фузион). Невероятно дружелюбное и неформатное место, где музыка звучит 24 часа в сутки на протяжении недели.
Ну и не менее интересный финский фестиваль Faces, на котором мы уже имели удовольствие выступать и этим летом вернемся снова на 20-летие фестиваля.