Год назад в интернете появилась новая радиостанция с уютным названием «Своё Радио». Сегодня мы поговорили с её программным директором и создателем Семёном Чайкой об успехах прошедшего года. Также он приоткрыл завесу тайны и рассказал о готовящихся проектах «Своего Радио».
- Семён, год назад Вы поставили себе цель создать «Своё Радио», Вы ее выполнили и продолжаете над этим работать. Как Вы для себя разделяете по степени важности такие понятия, как достижение цели и путь к ней, относительно создания радиостанции?
- Да относительно всего. Лучше быть мертвым, чем вторым. Я себе всегда ставлю цель, которую пытаюсь достичь, это принцип, по которому и живу. Не имеет значения, касается это радио или чего-либо другого в жизни, но радио помимо творческого интереса, это еще и такая субстанция, которая позволяет помимо меня достигать этих целей еще массе других людей. Тех, кто работает в эфире, создавая программы, тоже реализуя себя, как творческие единицы, музыкантов, которых мало кто где крутит, а вот мы занимаемся ими, продвигаем по мере возможностей. Так что, тот самый путь, он как в том анекдоте - «У меня пятеро детей, думаете, я так детей люблю? Мне просто сам процесс интересен». Так что, не было бы цели – не было бы и процесса. А цели мы себе ставим амбициозные, большие. Скажем, за год работы, понятное дело, что в финансовом плане нам пока похвастаться нечем, но это естественно. Потому, что ни одна радиостанция через год еще ничего не зарабатывала. Более того, сейчас кризис, масса других входящих условностей. Но, могу сказать, что за год мы… Слово «имеем» не то, мы достигли того, что нас слушают порядка ста пятидесяти тысяч в неделю. Это очень высокая цифра в моем понимании. И развитие происходит достаточно широкое, бурное. Сейчас тоже масса интересных планов, более того, уже, наконец, мы будем выходить в коммерциализацию, монетизацию наших эфиров за счет некоторых новых проектов, которые готовятся, и за счет того, что есть интерес к нам в регионах. Скажем, тот концерт, который был на днях, первого числа, он очень многие вещи для нас показал. С одной стороны, мы там ничего не заработали, хоть и планировали. Пришло мало людей, к сожалению, и вот мы пытаемся проанализировать, почему. То ли потому, что это воскресенье, то ли потому, что клуб «Вольта», не особо раскручен, хотя клуб неплохой. То ли потому, что траур… Все одно к одному, и не понятно пока, на что грешить, но грешить ни на что и не хотелось бы. Просто на будущее нужно учитывать некоторые нюансы. Так что, отвечая коротко на вопрос – без стремления к достижению цели нет пути. Главное, все-таки, сама цель, которую ставишь, а путь он уже... Как говорят, дорогу осилит идущий. Мы ее и осиливаем, как можем.
- Раз уж Вы затронули вопрос показателей эффективности радиостанции. Помимо количественных показателей, стандартных, у Вас есть свои критерии оценки?
- Как я оцениваю себя?
- Не себя, свой проект, свое детище. Это же не только Ваше личное…
- Безусловно, это не только мое личное. Здесь масса людей работает! Я могу сказать, что очень высоко оцениваю этих людей, потому, что все работают за идею. А это всегда сложно, даже в самые лучшие времена. И люди идут сюда потоком. Я могу сказать, что на концерте ко мне подходило несколько человек, аж пища, кричали, что хотят тут работать на любых условиях, хотят в команду «Своего Радио». Может ли это быть показателем? Наверное, может. Потому, что мы делаем что-то, что нравится большому количеству людей. Значит, те, кто нас слушают, нашли в нас некую отдушину, которой возможно больше нет пока нигде. В FM-диапазоне, например, имея в виду тот контент, который мы бросаем в эфир, и тех музыкантов, которых мы показываем. Сегодня здесь в «Живых» будет «Операция Пластилин», группа, которая, ну, не «ДДТ», скажем. Но, говоря о том, как они работают, и какой у них уровень, я могу их сопоставить с самыми высокими грандами. Но они пока малоизвестны. И мы делаем все возможное, чтобы их известность стала шире. Ну, или как вчера, допустим, был в гостях Кирилл Комаров – человек уже порядка тридцати лет работает, это потрясающе интересный исполнитель. Совершенно замечательные тексты у него, и сама музыка. А его ведь знает не так много людей. Почему? Потому, что он ленивый, как он сам сказал, и он себя не продвигает. Он просто занимается музыкой, делом, и больше ни во что не вкладывается никак. Значит, мы будем это за него делать, раз он этого не хочет. Потому, что это несправедливо! Его должны знать! Вчера, во время эфира и после огромное количество людей писало – «Господи, как же я не знал об этом человеке?! Все, пошел искать всю его дискографию». Потому, что музыка, как элемент культуры, она наполняет человека чем-то добрым, светлым, чистым. А этого сейчас так мало. Понятно, что музыкант не обязан быть менеджером, у него другая задача. Вот поэтому мы пытаемся быть для них в некотором смысле менеджерами, проводниками их идей. Если нам это удается, мы дико счастливы. У нас есть, если говорить о достижениях, масса групп, которые благодаря и нам во многом стали собирать большие залы, стали более популярны, чем были еще год назад.
- Раз Вы заговорили о музыкантах, то интересно, как отбирались группы для концерта, который состоялся 1 ноября в клубе «Вольта»? Кто их отбирал, Вы или слушатели? И как?
- Я отбирал сам, опираясь на мнение слушателей. У нас есть рейтинги, свой «Хит-порядок», есть лайки-дизлайки, есть просмотры постэфирные, архивные. Я посмотрел на всю эту статистику и выбрал те группы, которые пользуются успехом у слушателей. Все хорошие, но просто эти группы на данный момент пользуются большей востребованностью, чем другие. Кто-то не смог, вот, например, «ЙОРШ», они хоть и заехали на пару песен, с ДМЦ вместе спели, но у них свой концерт 4 числа. Собственно, и «25\17», у них тоже концерт, и мы не могли их заявлять, потому, что тогда у них со своим концертом могли бы быть проблемы. Сейчас народ не бегает на концерты каждый день, к сожалению. Поэтому они и были таким ударным сюрпризом. Я отбирал группы, но мнение слушателей здесь учитывалось в первую очередь, потому, что мы для них концерт делали.
- Когда только стартовало «Своё Радио» вначале в эфире была только программа «Живые». Потом уже начали появляться другие программы, как Вы собирали команду ведущих?
- Я просто бросил клич, кому интересно. Сказал, мне нужны вот такие-то программы, на такую-то тему, если у вас есть идеи – предлагайте. И люди стали приходить, после из того, что принесли, в качестве пилотов, демо или идей, я и отбирал то, что может быть интересно эфиру. Сейчас же в эфире программы об андеграунде сегодняшнего дня, об андеграунде прошлых, 90-ых годов, о фолке не так давно пошла передача, о важных адресах с точки зрения музыки, то есть почти исторический экскурс. Это все не случайно, это все образовывает людей в некотором смысле. Радио давно забыло, что оно помимо того, что развлекает, еще и как-то развивать должно людей. Хорошая была шутка, что Первый канал, говорят, имеет три миллиона аудитории, хотя должен ее развлекать. А мы как раз не имеем, мы с аудиторией дружим, стараемся ее воспитывать, как минимум давать ей какую-то почву для размышлений. Поэтому, даже программа «Хит-порядок» по субботам, хоть она и развлекательная, и строилась мной исключительно как веселый проект, но даже в ней все равно есть рубрики несколько образовательного характера. Чтобы люди могли за что-то зацепиться и что-то почерпнуть для себя. В этом суть радиостанции, в этом ее фишка. Человек, который попадает на эту волну, он помимо музыки, которую, может быть, даже никогда не слышал, получает еще какой-то объем полезной информации, заставляющей не просто поразмышлять, но и как-то копать дальше в поисках новых для себя открытий. Безусловно, мы уже не можем позволить себе работать по принципу радио «Культура», это уже вчерашний день. Совсем другие цели и задачи, мы стараемся доносить некоторую информацию современным языком, понятным для людей тридцати-тридцати пяти лет. Молодая аудитория подключается тоже, ее достаточно много, но основной костяк это тридцатилетние. Потому, что молодежная аудитория живет по другим принципам – «Хей, пацаны!» - вот эта вся история. Да, не вся. Ту молодежь, которая не вся, я и пытаюсь подтянуть сюда. Они тоже будут взрослеть и вместе с нами развиваться. Каждый из ведущих привносит что-то свое, хоть это ведущий авторского шоу, хоть дневного эфира. По сути, дневной эфир выстроен по принципу авторской программы – что Рома Чехов, что Андрей Голубов, это люди, которые не просто сидят и песни объявляют, а там у них и гости, и темы всякие разные. Это тоже сознательно, потому, что институт диджейства как таковой, типа – «В Москве 15.00, вы слушаете такое-то радио, погода за окном такая замечательная. Сейчас у нас будет три песни кряду» - он себя изжил, это скучно, не интересно и ни к чему новому не приводит. Даже линейный эфир у нас построен по принципу поиска чего-то нового. В эти дневные программы приходят и психологи, и модельеры, и музыканты, естественно. И темы совершенно разные – от музыки до синхрофазотрона. Я, например, отслеживаю, к каким темам больше народа подключается в обсуждениях. И понимаю, что, когда, допустим, темы связаны с любовью, семьей, отношениями, народу много, и эти люди активно участвуют в этом разговоре, хотя в других не принимают участия. Я себе делаю заметочку, ага, вот эта тема интересна. Значит, будем развивать ее, в эту сторону идти, искать другие пути. Вот, думаю о том, чтобы выстроить в эфире нечто такое психологическое, программу, скажем, о взаимоотношениях. Но очень не хотелось бы, чтобы это было некое моралите, когда сидит профессор, рассказывает всем, как жить. Надо искать форму, которая была бы удобна всем, и не давала бы человеку возможности чувствовать себя идиотом. Работа ведется постоянная, она не останавливается.
- Если уж говорить о ведущих, заметила, что среди сольных ведущих «Своего Радио» нет женских голосов. Это принципиальное решение или еще не нашли достойную?
- Нет, это не принцип. Можно сказать и так, что пока что не нашел. Это скорее издержки, потому, что достойных женских голосов мало, они можно сказать, укропчиком разбросаны, и, скорее всего, уже в деле. Найти среди них кого-то молодого, для эфира пока не известного сложно, но мы ищем. В данном случае не только же голос нужен, но и некая другая составляющая. Сейчас, например, я уже думаю об утреннем шоу, есть некоторые элементы, и если все получится, там будет женский голос, причем очень хороший. Еще готовится межпрограммная рубрика и коротка программа, 15-минутка, обе с женским голосом. Я их нахожу, их не было раньше, но теперь я их выискиваю сознательно, потому, что мне помимо голоса нужны еще и мозги.
- Ага, и утреннее шоу стоит ждать? Неотъемлемый элемент вещания, хотя больше FM-диапазона. Для интернет-радио он нужен, на Ваш взгляд?
- Утреннее шоу – это некий локомотив. Нам он тоже нужен, безусловно. Человеку, включившему радио с утра, чтобы он не захотел его выключить, должно быть хорошо утром. Поэтому, создать хорошее добротное утреннее шоу – это непростая задача любого программного директора. Сделать его веселым и не пошлым, жизнерадостным и в то же время не идиотским, это процесс тяжелый. Для этого нужны интеллектуально развитые ведущие, не скучающие, потому, что месяц, два, три, а дальше люди начинают сдуваться. Это должен быть постоянный некий внутренний тремор у человека, он должен быть жаворонком по сути своей во всем, во всех проявлениях. Поэтому, далеко не на всех радиостанциях в FM-диапазоне есть достойные утренние шоу, а где-то их вообще нет. Почему, скажем, на «Авто Радио» «Мурзилки» - им уже сколько лет, а они до сих пор в тренде? Да потому, что ребята такие забавные, забористые. Юмор – это уже отдельная тема, насколько они смешные и кому это смешно. Было на «Сити FM» замечательное утреннее шоу с Казниным и Пешковой, другого уровня, я имею в виду, другой направленности и на другую аудиторию. Можно долго рассуждать, это дело вкуса и целевой аудитории, на которую ты рассчитываешь. У нас аудитория весьма сложная – она в основном мужская, где-то 80%, и это люди тридцати-тридцати пяти лет. Самый циничный возраст, когда и удивить, и рассмешить, и чем-то порадовать весьма сложно. Потому, что они уже не дети, смеяться над ерундой они не могут себе позволить, как-то не по статусу. А расслабиться и чувствовать себя свободными тоже пока не могут, потому, что возраст такой, кризисный. Люди до 18 и после 50 – они гораздо более открыты для подобных вещей. А люди тридцати лет – это уже отцы семейств, топ-менеджеры, которые начинают понимать смысл и структуру жизни, а тут им какой-то безбашенный ведущий что-то безбашенно рассказывает. Человек сидит, например, в машине и думает «Какую хрень несут!». Хотя на самом деле хрени там нет, там достаточно весело. Просто они себя не могут иной раз перестроить. Я говорю не обо всех, а об общей массе. Поэтому, утреннее шоу, это не то, чтобы проблема, просто я к нему подбирался долго. Я, может быть, начал не с той стороны, с какой принято. Но если бы я занимался утренним шоу и поиском этих людей, я бы мог за год так и искать, а эфир бы так голым и был. Поэтому, я решил все делать параллельно, наполнять вечернюю сетку. Потихоньку через год мы подошли к тому, что начали делать «Хит-порядок», потому, что уже накопился материал. Ну, а утреннее шоу, как самое вкусное на потом. В моем понимании, как только мы его запустим, если оно будет удачным, можно будет сказать, что все – это абсолютно готовый продукт, что называется, бери и ешь.
- Вы сами сказали об аудитории, Вы ее в целом описали. Но, если касаться музыкальных пристрастий, она же у Вас очень разномастная, легко ли угодить всем?
- А мы пошли от обратного. Не тем стандартным путем, каким принято идти на радио, в FM-е. То есть создается некая фокус-группа, выбирается музыкальный формат из расчета на эту аудиторию, проводятся опросы «Что вам бы хотелось слушать?», такой некий экивок в сторону аудитории, прогиб. Потом то, что они как бы хотят, как бы, подчеркиваю, им ставится, кто-то говорит «Вау!», кто-то говорит «Да нет, я вообще-то не то хотел, я, конечно, говорил, что хочу дэнс-дэнс, но вот этот дэнс мне не нравится». И потом радиостанция, опять подстраиваясь под аудиторию, пытается каким-то образом завоевать ее вкусы. Я пошел другим путем, я сказал – «Значит так, вот мы делаем то, что нам нравится, вам нравится – вы слушаете, нет – не слушаете». С нами будут те, кому это интересно. Это, как и музыкант, он сочиняет свои песни для себя, пусть условность, но он делает то, что ему нравится. Не он же приходит к аудитории и спрашивает – «А что вы бы хотели послушать? «Мурку»? Давайте, я вам сейчас «Мурку» сыграю!». Это же глупость.
- Вы, получается, первые таким путем идете?
- Не знаю. Во-первых, не люблю сравнивать, во-вторых, не понимаю смысл слова «конкуренция» на этом рынке, как минимум. На данном этапе времени, да, наверное, мы единственные. Но в свое время так шло «Наше Радио», 16 лет назад, когда Козырев этим занимался. И именно благодаря этому интерес к радиостанции и появился. Потом уже стали долбать по-другому, чисто коммерчески.
- Почему же такие пути закрылись?
- Очень просто – коммерция. Мы не гонимся за сверхприбылями. Человек, который владеет радиостанцией, он обычно бизнесмен. И скорее всего, у него не один бизнес, у него есть где-нибудь лесопилка, бензоколонка, сеть магазинов и заодно радио. Ему важно, чтобы это радио приносило прибыль. А для этого нужно, чтобы его слушали, значит, на нем должна быть такая шняга, которая воспринимается всеми и всегда. И поэтому, радиостанции идут путем хит FM-а. Собирают в своем формате исключительно хитовые песни, чтобы народ слушал, вставляют туда в обязательном порядке развлекательные программы, розыгрыши - и все, пошла масса людей, увеличился рейтинг, в станцию начали вкладывать деньги. Может быть, мы тоже этими путями когда-нибудь пойдем, но не для того, чтобы создать движуху, а для того, чтобы сделать приятное своей аудитории. Это разный подход. Либо я зарабатываю деньги ради денег, либо я получаю достаточно, чтобы станция могла жить, но при этом я делаю то, что мне нравится. Вот мы идем вторым путем, о котором я сказал. А люди, которые занимаются радио, как бизнесом, им плевать, что там крутится. Главное, чтобы был народ. Да, пипл хавает, но когда говорят, что пипл схавает все подряд, это неправда! Если людей приучать к чему-то приличному, то и слушать они будут приличное. Казалось бы, даже аудитория «Своего Радио» открывает для себя группы по каким-то нюансам. Раньше слушали все скопом, а сейчас, когда мы пытаемся вкладывать в их сознание - «Ребята, слушать музыку надо не совсем так, как нам кажется. Может быть, вам не очень нравится голос вокалиста, но какая гитара! Какой гитарист роскошный, послушайте! Или наоборот, ребятки играют прилично, стандартную музыку, но какой вокал!». Когда человек научается видеть в творчестве помимо цельного еще и отдельные детали, вот тогда он перестает циклиться на жанрах. Он пытается разобраться, найти то же самое в той стилистике, которая, казалось бы, ему не близка. Так часто бывает и в «Живых», когда народ пишет «Никогда раньше не любил хевиметалл, но сейчас слушаю и понимаю, какой гитарист чумовой совершенно! Вау!». Все, стал поклонником. Значит, мы работаем правильно. Я этому рад безмерно. Поэтому, наша задача вот в этом просвещении и состоит.
- Ну, и напоследок интересно сделать небольшой экскурс в Вашу персональную историю. Вы по образованию актер и режиссер театра, а как пришли на радио? Был какой-то момент осознания, что вот это «моё»?
- Это было в 92-ом году в Краснодаре, куда я после театралки приехал работать. Как вдруг, неожиданно, не помню, в кафешке какой-то услышал музыку и понял, что это не кассета крутится, а радио. Тогда и пришло понимание того, что это кайфово, когда слушал ведущих, которые в эфире сами по себе живут в этой музыкальной среде. Я просто пошел на одну из местных радиостанций, называлась она тогда радио «Фермата», потом называть ее стали радио «Пионер», ну, раз я там, в театре работаю, чего ж не пойти? Попросил, мне сказали - «Ну, давай», посадили меня в ночь, два эфира, мне сказали - «Вау! Без вопросов». Ну, у меня в отличие от многих, без похвальбы скажу, как у театрально образованного человека, и с речью все в порядке, и диалектов никаких нет. Поэтому, тут же меня посадили в эфир. Ну, тогда было проще, тогда станций было поменьше, а местных тем более. И уже через год вокруг каждого ведущего, не только меня, была целая аура популярности, мы уже по улице спокойно ходить не могли, потому, что одолевали поклонники и поклонницы. Тогда это было самое начало, такой период, когда популярность получить было примитивно и просто, даже человеку без особых данных, просто потому, что он публичен. Вот так все и началось, потом мне стало скучно и тесно в Краснодаре, и я поехал в Москву. Все произошло случайно, то есть я никогда не видел себя на радио, потому, что не знал, что это такое. Тогда и понятия такого не было, «Россия» и «Маяк» - вот тебе и все радио. А тут вдруг, нифига себе, стереозвук, да еще какой! Слушать можно, где угодно. Ведущий – самостоятельная личность, которая может делать все, что хочет. Ну, вот я и бросил театр. Потому, что там свои трудности, а говоря о радио – ты сам себе хозяин, мало того, ты сам себе режиссер. Ты ни от кого не зависишь, а я не люблю зависимость страшно.
- Поэтому и открыли «Своё Радио»?
- Да, я решил, что надо делать все самому. Хотя уже был опыт, если откатываться уже совсем в историю, у меня уже была своя радиостанция в Краснодаре. Просто потом случился 98 год, и станция моя и весь холдинг рухнули, и я в 2000-ом, как раз с нуля уже все начал, поехал в Москву. Восемь лет было роста в Краснодаре до кризиса 98-ого, потом было восемь лет роста в Москве до кризиса 2008-ого, потом были разные перипетии, и программный директор «Нашего». И вот работа на «Нашем» дала понять, что хоть я и дал себе зарок после 98-ого года никогда больше бизнесом не заниматься, я подумал, что без этого не обойтись. Потому, что мы изначально строили не столько бизнес, сколько некую структуру того, как мы видим развитие музыки. Вот теперь уже надо заниматься бизнесом потихонечку, втягивая в это какие-то финансы, потому, как люди работают, их много, очень хочется всем платить. Пока не получается, но ребята держатся, и дай им Бог здоровья за их труд, симпатию, даже в некотором смысле любовь к тому делу, которым мы все занимаемся. Потому, как для них это сейчас не более чем хобби, ведь за хобби не платят. А я бы хотел, чтобы для них это было реальной работой. Вот именно из-за этого уже сейчас думаем о некоей монетизации, как это продавать. Очень надеюсь, что все получится!
Интервью провела Алиса Иняхина
Специально для Ruevents.ru